Инструменты Дизайн Мебель Технологии Озеленение Свой дом

РЕМОНТ ДОМА

ПЛАНИРОВКА ДОМА
· Общие рекомендации по выбору участка
· Выбор проекта
· Условия для размещения коммуникаций
· Планирование здания
· Выбор стиля постройки
· Определение типа фундамента
· Выбор вида каменной кладки стен
· Классификация крыш
· Внутренняя планировка
· Наружная электропроводка
· Внутренняя электропроводка
· Планирование систем водоснабжения и отопления
· Приборы систем отопления и горячего водоснабжения
· Планирование внутренних коммуникаций
· Свойства строительных материалов
· Характеристика строительных материалов. Древесина
· Виды пиломатериалов
· Другие стройматериалы
· Строительные растворы
· Кровельные и теплоизолирующие материалы
· Лакокрасочные материалы
· Внутренние помещения
· Мансарда и чердак
ДИЗАЙН ПОМЕЩЕНИЙ
· Окна
· Двери
· Лестницы
· Печи
· Камины
· Сантехническое оборудование
· Декоративные элементы планировки
· Материалы для внутренней отделки
· Облицовочная плитка
· Планирование интерьера помещений
· Планирование светового оформления комнат
· Планирование цветового решения
· Планирование меблировки помещений
· Интерьер помещений
НАДВОРНЫЕ ПОСТРОЙКИ
· Оформляем центральный вход
· Виды ограждений
· Баня
· Способы отопления бани
· Варианты проектов бань
· Устройство душа на приусадебном участке
· Погреб
· Варианты конструкций погребов
· Гараж
· Электрооборудование гаража
· Способы отопления гаража. Многофункциональный гараж
· Колодец
· Виды колодцев
ЛАНДШАФТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
· Бассейны
· Беседки
· Живые растения для озеленения беседок
· Планировка приусадебного участка
· Проектирование приусадебного участка
· Выбор растений
· Виды и характеристики газонов
· Цветники
· Дорожки
· Бордюры
· Живые изгороди и клумбы

www.rembud.ru


Интерьер помещений

Мой домСвой дом → Интерьер помещений

С развитием человечества постепенно менялось представление о красоте. Но важным принципом было и остается гармоничное сочетание всего, что окружает человека: во что он верит, чем он дышит, чем живет. Смена мировоззрения вносила свои поправки в сферу обитания, делая невозможным существование старой эпохи и начиная совершенно новую, качественно отличную от предыдущей.
   Так, с уходом ценностей египетской цивилизации на первый план вышли эллинские, которые затем сменились римскими; кануло в Лету строгое Средневековье, а на его место пришел кардинально противоположный стиль – барокко; затем ему на смену – сдержанный классицизм. И так постоянно: строгий стиль сменяет вычурный, несдержанный, а потом снова приходит серость, навеянная железной логикой, максимально приближенная к реальности.
   В зависимости от изменения в мировоззрении менялось и жилище человека, где он мог отдыхать от суеты жизненного водоворота событий, куда он мог приглашать друзей, где он мог работать. Интерьер всегда соответствовал его образу мысли. С течением времени, что-то обдумывая, человек менялся сам и менял все вокруг себя. Старые ценности возвращались, а только что существовавшие уходили в далекое прошлое.
   Человеческая цивилизация породила множество стилей, элементы которых и по сей день используются в убранстве квартир. Именно их наличие может полностью изменить интерьер комнат, а также стиль жизни и иерархию ценностей их обитателей.
   Порой только один предмет мебели, покрывало на диване, стилизованный светильник или небольшая статуэтка в углу, но на видном месте способны перенести человека в совершенно другой мир, в иную эпоху.
   Получить рекомендации по поводу того, как стилизовать интерьер той или иной комнаты, вам поможет этот раздел.

Стиль Древнего Египта

Спокойная симметрия Древнего Египта и сейчас продолжает волновать умы многих стилистов интерьера. Это по праву первый из грандиозных стилей мировой культуры, который складывался на протяжении многих веков. В итоге из разнообразных деталей родилась самобытная система, которая основывалась на фризообразном построении сцен в росписях, сочетании элементов фигур, изображенных на плоскости в фас и профиль, разномасштабности в изображении людей, как великих и богоподобных фараонов, так и простых смертных.
   В основном все сюжеты изображались на плоскости стен. Сначала преобладали героические и мифологические, затем появились и бытовые. Но и те и другие призваны не столько материально, сколько эстетически украшать быт. Кажущаяся перегруженность орнаментом никогда не создает ощущения массивности, тяжести, а способствует комфортабельности жилища, где отразились основные черты этого стиля. В первую очередь орнаментом заполняется практически все свободное пространство, рисунок состоит из геометрических фигур, которые располагаются в определенной последовательности и создают символичный узор. При всей своей насыщенности рисунок кажется простым и гармоничным.
   В строительстве египетских домов впервые использовалось балочное перекрытие, подпиравшееся специальными квадратными брусками. Входная дверь полностью вырубалась из камня – известняка, а над ней высекалось имя владельца дома. Именно отсюда пошла традиция украшать входную дверь именной табличкой.
   Строгая геометричность присутствовала и в отделке косяков, которые украшались горизонтально расположенными цветными полосами или вставками из цветного камня, иногда использовался высеченный орнамент.
   Для различных статуэток, декоративных ваз и светильников в стенах делались специальные ниши, которые украшались молитвами богу солнца.
   Достаточно часто для украшения стен использовались разнообразные фаянсовые изразцы с сюжетной композицией или просто с орнаментом. В качестве орнамента выступал незамысловатый растительный рисунок, получавшийся из переплетенных ветвей граната, виноградной лозы, цветков лотоса и листьев пальмы.
   И полы, и потолок также расписывались, при этом весь рисунок в комнате был максимально равномерно распределен. Для создания симметрии на пол устанавливались различные вазы, чаши, светильники, выполненные из разноцветных камней и матово-белого алебастра с желтыми прожилками.
   Еще большую симметричность интерьера создавала расставленная в определенном порядке мебель. Достаточно часто для ее украшения использовались собранные в круг розы, листья пальмы, цветы и листья лотоса, виноградная лоза, гранат, изображения священной кобры и повторяющихся человеческих фигурок. Ножки столов и стульев зачастую украшались изображением женской головы (рис. 150).

   Рис. 150. Кресло в древнеегипетском стиле
 

Кажущаяся нам примитивной и угловатой, мебель всегда делалась точно по форме человеческой фигуры, все углы сглаживались только для того, чтобы потом не принести своему хозяину неудобства. Нижняя часть ножек вытачивалась из слоновой кости или ценного дерева, а потом оббивалась тонким листом золота. Таким наконечникам специально придавалась форма звериных лап. Для подлокотников кресел также специально вырезались символиче ские фигуры льва или священной кобры.
   Различные виды ларцов и комодов с откидными крышками предназначались для хранения как домашней утвари, так и туалетных принадлежностей. По этому же принципу изготавливались и саркофаги для захоронения мумий.
   Кроме росписи, напольных ваз, больших светильников, интерьер древнеегипетского дома украшался и множеством стеклянных сосудов и флакончиков, которые предназначались для хранения различных благовоний и масел.
   Домашняя утварь представляла собой фаянсовые блюда ручной работы, с тончайшим глазурным рисунком в виде небольших рыбок, плавающих между цветками лотоса.
   Неотъемлемой частью украшения древнеегипетских жилищ можно назвать всевозможные плетенки и циновки из трав, стеблей папируса, тростника и расщепленных листьев пальмы.
   Строгий симметричный интерьер древнеегипетского дома всегда украшался изящными статуэтками божественных животных, которые были призваны оберегать дом от злых существ. Чаще всего в таком качестве использовались статуэтки бога Анубиса в виде лежащего шакала или черной собаки, богини Бастет, которую представляли кошкой, и бога Бэса – маленького карлика со львиной гривой.
   Казалось бы, ничем не привлекательный интерьер дома древнего египтянина во многом стал той базой, на которой строился интерьер и древних греков, и воинственных римлян, и модернистов. Зачастую воспроизводится не все убранство комнат, а только небольшие элементы всего интерьера. Именно использование незначительных деталей может четко передать стиль самой древней культуры.
   Для того чтобы создать атмосферу этой эпохи, вам достаточно лишь сделать несколько штрихов на наличниках дверных проемов, сымитировав древнеегипетские иероглифы, поставить на столик небольшую фигурку кошки или черной собаки, симметрично расставить мебель, а на пол постелить обычную добротную циновку. Только для украшения выберите очень красивый, хорошей выделки коврик. Если такового вы не можете найти, то полы застелите обычным паласом, но при этом обязательно уделите внимание цвету, который полностью должен напоминать природный материал.
   Для большего сходства и напоминания об ушедшей навсегда эпохе, можно отлить из гипса подобие широко известного бюста царицы Нефертити, а затем раскрасить его цветной яркой гуашью. Чтобы такой бюст был заметен и несколько выделялся на фоне небольшой комнаты, его можно установить на постамент в одном из углов вашей комнаты.

Стиль Древней Эллады

Эллинская культура до сих пор вдохновляет дизайнеров на великие подвиги. Это не только возвращение к истокам человечества, где на первом месте стояла природа, это и обращение к мировой гармонии. Зародившись в VIII веке до н. э. и просуществовав до I века н. э., культура Древней Эллады явилась основой для возникновения всей европейской цивилизации. Особая гармоничность во всех сферах культуры и их целостность отличают ее ото всех остальных.
   Для эллинской культуры всегда было характерно преобладание желтого, красного и черного цветов. Для стен всегда выбиралось желтое убранство – цвет глины, которая в разных местностях имела свой оттенок.
   Чтобы как-то стилизовать интерьер комнат под древнегреческую эпоху, можно украсить их различными статуэтками, амфорами, колоннами и постаментами в виде колонн.
   Прежде всего стилизация касается цветового решения комнаты, которое должно максимально соответствовать краскам природы. Кроме того, убранство помещения всегда должно передавать особый стиль мышления. Здесь и поэтика, и цифровой расчет, которые всегда одинаково использовались в строительстве домов, росписи ваз, скульптуре, живописи и зодчестве. Постоянно возникающие изменения заданной нормы, как и сама норма, были направлены только на гармоническое соединение появляющихся новшеств.
   Гармоничность убранства комнаты, как правило, состоит из трех частей: рациональности, простоты и естественности. Все должно быть использовано для красоты и пользы. Более чем скромный быт компенсируется красотой и изяществом деталей.
   Обычная малогабаритная квартира не позволит разделить все пространство на две половины: женскую и мужскую, как это было в Древней Греции (хотя вполне можно попробовать). В каждую из них никогда не допускались представители противоположного пола. При этом общей оставалась только одна центральная комната, где супруги могли хотя бы изредка видеть друг друга.
   Полы во всех, даже в жилых, комнатах украшались мозаикой из ракушек, мелких керамических плиток или гальки. Наверняка и использование мозаики в быту пошло именно отсюда. Основная палитра красок всегда оставалась естественной, приближенной к природе. Из желтых, оранжевых, красных, синих и черных плиток выкладывались целые этюды, которые могут рассказать о подвигах Геракла, походах Ахиллеса, приключениях Одиссея. Сегодня предпочтение отдается только бытовым картинам, которые в те стародавние времена тоже укладывались под ноги хозяину дома и служили напоминанием для молодой хозяйки о том, как она должна вести себя по отношению к мужу.
   Обязательным атрибутом древнегреческого дома был перистиль – небольшой сад с большой клумбой и фонтанчиками. Такой уголок можно сделать и в современной квартире, расположив его в одном из углов гостиной. Он занимает немного места, да и комната будет выглядеть привлекательно. Вы можете ограничиться только цветником из спускающихся на пол лиан, вьющихся цветов с большими яркими соцветиями.
   Дом, в отличие от дворика, был темным. В жилые помещения свет проникал только сквозь окошки, размещенные под потолком, а вечером всегда зажигалось большое количество масляных светильников. Чаще всего светильники изготавливались из глины, реже из бронзы или другого металла. Форма светильника, как этого требовала система мировоззрения, была проста – небольшая плошка с ручкой, но и сейчас она все еще популярна. Для освещения дворика в вечернее время чаще всего использовались масляные факелы.
   Сегодняшняя тенденция освещения основывается на совершенно иных принципах: чем больше света, тем лучше. Но чтобы полностью передать стиль древней эпохи, можно попытаться установить над цветником или по всему периметру комнаты небольшие светильники. Они создадут атмосферу интимности, помогут отдохнуть от дневной беготни, успокоят нервную систему да и сэкономят немного денег. Ведь практически весь вечер мы сидим дома и смотрим телевизор.
   Скрытая система парового отопления и так называемые современные теплые полы достались нам в наследство от той древней эпохи. Отопительные трубы устраивались как внутри стен, так и под полами и позволяли спокойно ходить босиком даже в холодное время года.
   Как часто мы оштукатуриваем стены, а затем расписываем их разноцветными узорами и не задумываемся над тем, откуда пришла к нам эта традиция. Ведь в древности сначала были просто ровные стены, на которые наносилось однотонное покрытие, и потом уже стало развиваться искусство фресковой живописи. Предпочтение всегда отдавалось орнаменту в виде изломанной линии, волюты, геометрических фигур, переплетения ветвей и трав. А вспомните, как модно было лет 20–30 назад окрашивать стены цветной известкой, а затем валиком наносить на фон определенный повторяющийся рисунок. Да и сейчас принято наклеивать на стены однотонные обои и окантовывать их небольшим бордюром возле потолка.
   А откуда пришли к нам различные смеющиеся маски, дверные ручки в виде головы животного с кольцом в пасти? Все оттуда же, из Древней Греции. Но их использование отнюдь не ограничивалось декоративными функциями, древние греки верили в то, что они охраняют дом от злых духов и помогают справиться с болезнями.
   И сегодня самую большую часть домашнего убранства составляет посуда. Стеклянная, фарфоровая, металлическая, она используется не только в быту, но и украшает жилище, для чего ее специально выставляют в шкаф за стеклянные дверцы. Истоки подобного украшения интерьера появились уже в Древней Греции, где существовало четкое разделение на бытовую и декоративную посуду.
   По тем декоративным вазам, которые дошли до нас, можно судить о степени развития гончарного ремесла и искусства лепки. Форма вазы могла быть и в виде женской головы, и в виде фигурки сфинкса, и в виде выходящей из пены Афродиты.
   Бытовая посуда, как тогда, так и сейчас, более проста по форме. Для ее украшения используются геометрические узоры, растительные орнаменты, редко сюжетные картины.
   Наиболее распространенными и общеизвестными элементами интерьера, которые дают четкое представление о древнегреческой эпохе, являются, конечно, вазы и амфоры. Чаще всего они украшались геометрическим орнаментом, но потом стали использоваться и сюжетные картины. Рисунок либо вырисовывался черным лаком на глиняной поверхности, либо им заливался фон, при этом рисунок приобретал цвет глины.
   Мебель во все времена занимала особое место в убранстве дома. Устройство древнегреческой мебели говорит о том, что она зачастую совмещала сразу несколько предметов. Но это было направлено только на достижение большего удобства. Например, известное древнегреческое ложе представляет собой стул с сиденьем, удлиненным настолько, что на нем можно лежать.
   Ножки стульев, столиков и кресел всегда были изогнутыми и представляли собой ордера колонн, которые крепились к основанию ножек. Зачастую такие украшения использовались в качестве подлокотников для кресел.
   Шкафы и полки предназначались только для хранения посуды, а одежду было принято складывать в сундуки и большие лари, отделка которых менялась с течением времени. В эпоху завоеваний Александра Македонского в Древнюю Элладу стали поступать украшения и предметы роскоши совершенно других культур. Скромный интерьер расчетливых эллинов все больше и больше оживлялся золотыми фигурками и статуэтками из слоновой кости. Для украшения сундуков, где хранилась одежда, стали использоваться вставки из слоновой кости, дорогой древесины, а крышки зачастую обивались золотым листом.
   От сундуков и ларей в стилизации интерьера можно смело отказаться, потому что мы настолько привыкли ко всевозможным шкафам, шифоньерам, где все висит и лежит на своем месте. А когда нужно, можно смело взять вещь и не гладить ее перед тем, как надеть.

Стиль Древнего Рима

Еще император Адриан, страстный поклонник предметов старины, назвал Рим Вечным городом. Даже сейчас это определение не потеряло своей силы. Рим действительно стал вечным городом, символом Античности и образцом подражания на многие века.
   Стиль Древнего Рима совместил в себе культуру завоеванных греков и этрусков, прошедших уже достаточный путь в развитии. Римляне считали этрусков своими родоначальниками, которые поселились в Италии еще в I тысячелетии до н. э. По сравнению с греками это был более развитый народ, который обладал хорошим вкусом в живописи, вазописи и архитектуре. Их искусство имело греческие корни, но ушло намного дальше. Здесь была больше представлена игра цветов, пусть несколько броская и грубоватая, зато это искупалось экспрессией и приемами деформации взамен твердой логики и расчета, брутальностью стиля вместо умиротворяющей гармонии.
   Именно у этрусков римляне взяли секреты обработки глины, изготовления керамики, изделий из металла. Даже сама эмблема Римского государства вышла из-под рук этрусского скульптора – волчица, вскармливающая Ромула и Рема, изображена с наивным реализмом. Но не только живопись, скульптуру и керамику взяли римляне у этрусков. Культурные заимствования касались и планировки помещений. Дом – основа семейного очага – состоял из главного зала-атриума, вокруг которого располагались спальни-кубикулы и столовые-триклинии. Столовые разделялись на зимние и летние, первые из которых всегда выходили в кабинет-таблинум, а вторые – в летний сад.
   У греков римляне заимствовали именно перистиль – внутренний сад и ордера, которые украшали колонны в саду.
   Овладев их культурой, римляне сами сделали шаг к развитию строительства. Они возвели такие грандиозные сооружения, как Пантеон – постройку с куполом, Колизей – многоярусное строение, различные триумфальные арки и колонны, мосты, акведуки и клоаки для сточных вод. Да и многое из заимствованного тоже было переделано под свой тип мышления. Это прежде всего колонны и ордера, которые стали еще более декоративными. Чаще всего использовались коринфские и композитные ордера, совмещавшие в себе элементы ионического и коринфского стилей.
   Изобретение римлянами бетона позволило строить здания без опорных сводов. Во многом повлияло на развитие архитектуры и использование обожженного кирпича, который делал здание прочным и долговечным. Но из-за своей дороговизны такой кирпич в основном использовался только при сооружении дворцов и больших зданий. Стены частных домов строились из известняка, но фундамент и внешние стены обязательно возводились из кирпича.
   Основой римского искусства интерьера был рационализм, отодвинувший на второй план гармонию и ясность Греции. Основным принципом строительства являлось неразрывное единство красоты и удобства. Скульптура и живопись становились более реалистичными: статуи богов уступили место скульптурным портретам военачальников.
   Стремление к роскоши, большим масштабам и человеческому превосходству в равной степени были присущи и архитектуре, и скульптуре, и обустройству частных домов.
   Сегодняшняя планировка квартир мало чем отличается от устройства дома древнеримской эпохи. Посмотрите сами.
   Дом был построен по принципу этрусского жилища, где все располагалось по центральной оси вокруг внутреннего двора, при этом пространства не являлись симметричными. Все было призвано сделать дом максимально удобным и красивым. Он всегда защищал древнего римлянина от вторжений в его частную жизнь. Поэтому стены, выходившие наружу, преимущественно были глухими, без единого окна.
   Зато внутри все было направлено на обустройство уюта, и тут римляне давали свободу своей фантазии. Здесь в изобилии присутствовала настенная фресковая роспись, мозаика, скульптурные изваяния, фонтаны, большие цветники.
   Мрамор лежал на полах как во дворе, так и в комнатах. Исключение составляли только помещения для работы и прислуги. В центре главного зала находился очаг, вокруг которого собиралось все семейство. Надо сказать, что римская семья отличалась от семьи современной. Отец семейства под своим началом объединял всех сыновей с их семьями. После его смерти старший из братьев или оставшихся в живых дядьев становился во главе всего рода. Так, дом переходил от хозяина к хозяину, оставаясь неизменным многие года. Единственное, что постоянно менялось в атриуме, – это количество бюстов предков, которые ставились в сделанную для этого нишу в стене.
   Ниши, украшенные небольшими светильниками, до сих пор используются в интерьере. Сюда чаще всего устанавливают небольшие статуэтки, вазы, букеты цветов, которые освещаются установленными вверху ниши оригинальными точечными светильниками.
   В развитии настенной фресковой живописи различают четыре эпохи. Сначала стены было принято украшать инкрустацией, которая имитировала вставки различных видов мрамора. Затем последовал период архитектурной живописи, при котором на стенах присутствовали архитектурные элементы в виде колонн, капителей, фризов, портиков, создававших иллюзию расширения пространства. После этого в моду вошел канделябрный стиль, при котором на однотонной поверхности выписывались картины мифологического содержания. При этом подчеркивалась плоскость стен. При украшении на первый план выходили канделябры и похожие на них колонны. Перспективный стиль был призван создавать глубину пространства, преимущество продолжало оставаться за мифологическими картинами.
   Сейчас фресковая живопись в современных квартирах практически не используется. Ее вытеснили обои и краска, с помощью которых можно как расширить, так и зрительно уменьшить часть стены. Достаточно часто используются фотообои, с помощью которых можно создать лесной или морской пейзаж, «прорубить» еще одно окно с видом на вечерний шумный город. При помощи комбинации нескольких видов однотонных обоев можно создать и уже знакомую нам нишу, вырезав и наклеив на стену овал обоев потемнее, а по границам прикрепив тонкий бордюр.
   Если вы решили стилизовать убранство комнаты под эпоху величественного Древнего Рима, то вполне можно ограничиться всего несколькими предметами мебели. Хотя на общем фоне ей отводилось незначительное место, но и она блистала красотой и изяществом отделки. Чаще всего мебель делалась из дерева, но встречаются отдельные экземпляры и металлической мебели. Неотъемлемым атрибутом ее украшения было изображение звериных лап, головы какого-либо животного или хищной птицы. Также мебель украшалась разнообразными орнаментами из костяных, каменных, стеклянных и металлических вставок. Зачастую мебель полностью обивалась листами металла.
   По традиции сиденья стульев и табуретов можно украсить небольшими подушками, обшитыми красивыми тканями. Но вряд ли сейчас вы сможете найти нежнейший пух германских гусей, который использовался в давние времена для набивки подушек и матрасов.
   Стелить на пол ковры римляне еще не додумались, но холодный мрамор всегда требовал небольшого коврика. В качестве такого ковра римляне использовали шкуры убитых животных, а также кожу. Это не только утепляло полы, но и придавало интерьеру изысканность и величественность.
   Эти шкуры и кожи могли не только стелиться на пол, ими иногда обивались стены. В этом же качестве использовались и прекрасные шелковые ткани, привозимые из Китая.
   И сейчас можно отделать стены по традиции старого Рима. Вот только обить стены шкурами обойдется вам очень дорого, а оклеить их шелковой тканью – чуть подороже, чем обычными обоями, но зато как это будет выглядеть!
   Изысканность и изящество были теми основополагающими требованиями, на которых строился весь интерьер. Это не только убранство стен, но и различные изделия из стекла и бронзы, которые не только дополняли, но и совершенно преображали комнаты. Украшения в виде миниатюрных изящных ваз пошли именно отсюда. В отличие от древнегреческих ваз они устанавливались на специальные постаменты и даже не переставлялись в течение многих лет. Чаще всего вазы делались из полудрагоценных камней, оформлялись различными силуэтами животных и человеческих фигур. Среди наиболее ярких оформлялись в домах присутствовали самые разнообразные вазы из мозаичного цветного стекла.
   Особой популярностью пользовалось так называемое кельнское стекло, которое представляло собой стеклянный сосуд, вдуваемый в ажурный стеклянный, металлический или каменный футляр.
   Загородный дом, или, как его тогда называли, вилла, располагался возле побережья, что требовало использования других покрытий, специальной отделки помещений. Влажный климат диктовал свои условия к использованию материалов.
   Привычная фресковая живопись на стенах была несколько преобразована. Верхний слой штукатурки, на который наносился рисунок, дополнительно укреплялся мелкими осколками мрамора или алебастром. Для нанесения рисунка уже использовалась темпера, разведенная на яичном белке. По мере высыхания штукатурку полировали, а затем наносили слой воска и снова натирали до блеска. Именно воск позволял рисунку не терять яркости красок и не портиться под воздействием влаги.
   С течением времени римский стиль все больше поддавался влиянию зарождавшегося христианства. Сохраняя в себе традиции великой империи, римский стиль подготавливал возникновение нового стиля – стиля Византийской империи, которая стала первым наследником уходящей эпохи. Первый наследник – еще не последний. К римскому стилю возвращались и в эпоху Ренессанса, и в эпоху классицизма. Даже то, что внесла эпоха правления Наполеона, тоже можно назвать подражанием. Но стиль ампир (от «империя») был лишь плохим слепком с великой культуры. Эпоха эклектики еще раз напомнила о существовании римского стиля. Это было не последнее подражание в XX веке. Стиль социалистической эпохи (холодноватость и помпезность) также во многом «симпатизировал» древним римским традициям в архитектуре и дизайне.

Стиль сурового Средневековья

На протяжении целого тысячелетия человечество находилось под гнетом строгой христианской морали, запретов, аскетизма. И все это пришло на смену величественному стилю Римской империи, который внес в Европу торжественность и роскошь. Но без этого стиля, без этой ступени развития эстетических ценностей не было бы логического продолжения в эпохе Ренессанса, классицизма, не было бы всех последующих.
   Интерьер этого времени на первый взгляд может показаться массивным и угрюмым. Большие массивные замки строятся по принципу романского дома. Сквозь маленькие окна в комнаты проникают скудные лучи дневного света. Поэтому для освещения приходится использовать множественные светильники и большие факелы.
   Весь интерьер чаще всего был украшен растительным орнаментом, который применялся как подражание природе. Переплетенные ветви винограда, листья дуба, цветки лилий, части чертополоха, шиповника, остролиста, гороха, табака и хмеля изображались везде: на стенах, на потолке, на мебели, на различных украшениях и статуэтках.
   Древние римляне не случайно называли остальных европейцев варварами. Мебель раннего Средневековья настолько примитивна, что в современной квартире ее вряд ли можно использовать. За простым, неказистым столом собиралась вся семья, а сидела она на обрубках деревьев – поистине варвары. Впоследствии такие обрубки стали обрабатываться, и из них получались трехногие стулья и табуреты.
   Стол перед трапезой всегда собирался и разбирался после еды. Для этого использовали козлы, а на них настилали сбитые на скорую руку доски. Скрыть все это невежество помогали дорогие скатерти.
   Во время королевских церемоний во главу угла ставилось кресло для сеньора, которое также сбивалось из досок и украшалось различными вставками из слоновой кости, драгоценных камней и цветного стекла.
   Достаточно часто в эпоху раннего Средневековья использовались складные стулья, доставшиеся еще от Римской империи. Но и та и другая мебель украшалась излюбленным орнаментом в виде различных розеток, ромбов, арок. Достаточно часто использовались металлические украшения в виде голов хищников или фигурок человека.
   Цвету обстановки здесь уделялось очень большое внимание. Это и многочисленные витражи, обилие цветного орнамента, мозаичное покрытие полов, мелкая пластика. Яркие цвета, игра красок во многом преображали интерьер средневекового замка, делали его динамичным.
   Еще в период раннего Средневековья полы стали выкладывать керамической плиткой с гравированным рисунком, который проступал сквозь прозрачную глазурь. Мотивы гравировки различны. Это и изображения животных, и растительный орнамент, и рыцарь на коне, и сказочные, мифологические животные. Достаточно излюбленный орнамент представляли собой чередовавшиеся в шахматном порядке лилии на высоких стеблях или четыре лилии, перевязанные друг с другом.
   Ткани, привозимые из восточных стран, и шпалеры (тканые ковры, рисунок которых представлял собой органичное сочетание с фоном) закрывали мрачные стены и хоть как-то скрашивали их облик. Они не только украшали интерьер, но и утепляли холодные комнаты замка. Вешали такие шпалеры не только на стены, но и на окна в виде портьер. Излюбленными мотивами, которые использовали старые мастера при ткачестве, были сюжеты из средневековых романов, Священного Писания. Достаточно часто на коврах изображались герб рода, рыцарские поединки, орнаментальные узоры.
   Из деталей, украшавших интерьер средневекового замка, нельзя что-то выбросить. Все здесь, начиная от посуды и заканчивая небольшими коробочками, имело свое место и свое назначение. И те и другие предметы делались из глины, затем покрывались глазурью и окисью олова, а после обжига расписывались сочными красками. Нередко предметы быта изготавливались и из слоновой кости, дорогого для Европы поделочного материала. Из него же вырезались и туалетные принадлежности – гребни и коробочки для зеркал. Именно такую конструкцию сейчас имеет большинство компактных пудр.
   Из кости и моржовых клыков вырезались и фигуры для шахмат и триктрака – излюбленных развлечений средневековых рыцарей.
   Интерьер зданий позднего Средневековья наиболее подходит для обустройства современной квартиры. Возвышенные прямолинейные конструкции более известны нам, чем архитектура раннего Средневековья. Новая конструкция построения дома – каркасная система, состоявшая из двух пересекавшихся арок, – позволила наполнить естественным светом все пространство дома. Большие окна, которые украшались своеобразным растительным орнаментом, становились более изящными и привлекательными.
   Да и сам орнамент менялся. Здесь все больше отдавалось предпочтение витиеватости и замысловатости хитрых переплетений, растительный орнамент наполнялся сказочностью и фантастикой. Витражи становились менее сочными, но взамен приобретали большую выразительность рисунка, который оживал при солнечных лучах, играя всеми цветами на скудных стенах.
   Но и стены становились более красивыми, чем раньше. Это достигалось не только за счет витражей, но и за счет нанесенных на стены узоров. Для этого использовалась масляная краска, которой выписывались картины современной жизни.
   Некоторые изменения касались и мебели. С изобретением двуручной пилы она стала намного сложнее по конструкции, но и более удобной для ее владельца. Так, появились сундуки с горизонтальным и вертикальным положением досок. Для их украшения использовались различные металлические детали, вставки из слоновой кости и цветного стекла. Практически все свободное от вставок пространство расписывалось орнаментом или изображением рыцарских турниров.
   По типу сундука теперь изготавливались специальные буфеты для хранения посуды, которые прислоняли к стене и ставили на четыре невысокие ножки. Здесь были и открытые полки, и закрытые шкафчики.
   Впервые появились специальные письменные столы-конторки, которые делались наподобие ларей. Верхняя крышка имитировала пюпитр и украшалась резным неглубоким рельефом. Под этой крышкой располагались различные ящички, в которых хранили бумаги и деньги.
   Стулья, кресла и табуреты теперь шлифовались и украшались всевозможной резьбой. Чаще всего использовался орнамент в виде трилистника.
   Из раннего Средневековья сохранилось кресло главы семейства, но только это был уже не тот грубый большой стул. Теперь оно представляло собой большое кожаное складное кресло на металлической основе.
   Стол так и остался прежним: сбитая из досок столешница на двух или трех козлах.
   Кровать – неотъемлемый атрибут обстановки любого дома – устраивался из большого массивного основания, которое устанавливалось на четыре ножки, продолжавшиеся в стойки. На эти стойки крепился полог из тяжелых плотных тканей. Немного позже кровать стали делать со спинкой, которая вместе с балдахином украшалась резьбой и вставками из слоновой кости и металлов. Над каждой кроватью можно было увидеть распятие из фарфора или дерева, но обязательно раскрашенное. Именно оно символизировало чудотворное начало и надежду на счастье, которое так поддерживается христианской моралью.
   Но не только святое распятие обладает чудодейственным свойством. Множественные украшения, предметы роскоши наделены таким же магическим началом, которому в то время придавалось большое значение. Чаще всего подобные, казалось бы, безделушки изготавливались из сердолика – камня, отгоняющего злых духов, или из аметиста и лазурита, которые способны избавить от болезней. Большинство этих драгоценных амулетов так же, как и ткани, ввозились в Европу по Великому шелковому пути. Правда, некоторые из них делались и в самой Европе, как, например, расписные эмали, которые украшали ларцы, конторки, оклады книг, распятия, различные сосуды.
   Как стилизовать интерьер современной квартиры? Это будет зависеть только от вас. Однако смеем предположить, что в дизайне должен присутствовать некоторый элемент магии. В одинаковой степени вам придется уподобиться средневековому чародею-художнику, если вы решите полностью передать дух эпохи и если захотите украсить интерьер лишь какими-то деталями. В своем доме можно сделать небольшой витраж, установив его в дверное полотно. Также можно украсить стены готическим орнаментом, что значительно усилит цветовую гамму всего помещения. Но только при этом не забывайте оформить стены в сдержанных тонах, иначе не будет контрастного сочетания.
   Скатерти, драпировка на стенах также помогут вам украсить интерьер в стиле эпохи Средневековья.

Стиль эпохи Возрождения

Устав от помпезности мрачного Средневековья, его возвышенных морализованных форм, человечество опять обратилось к утерянным идеалам Античности. Это проявилось прежде всего в стремлении к простоте, ясности, жизненности как в архитектуре, скульптуре, живописи, так и в обустройстве частного жилища.
   Опять на первый план вышли удобство и добротность вещи, отодвигая на последний ее массивность, прямолинейность и устремленность вверх линий стиля Средневековья. Простота и рациональность использовались теперь везде: от строительства дома до мельчайших деталей в обустройстве быта нового зарождавшегося типа населения – предпринимателей.
   Во главу угла ставилась не только простота, но и экономия материала. Для украшения теперь использовали четкий рисунок и основные элементы типичных античных ордеров. Так, устраивалась открытая галерея на первом этаже – лоджия, большие коридоры, парадные залы, кабинеты. В качестве орнамента использовались переплетения различных ветвей растений, геометрических фигурок, которые стилизовали под Античность. Таким орнаментом украшались околопотолочная часть стены, сами потолки, а иногда и стены.
   Также из Античности была взята и стукковая лепная декорация, которая могла быстро принимать нужную форму, а в застывшем виде становилась похожа на мрамор. Для стукко в определенном соотношении брались толченый мрамор, гашеная известь, небольшое количество клея и квасцов.
   Для декорирования стен чаще всего использовались бархат, парча и тисненая кожа. Незакрытыми оставались ниши в стенах, которые украшали фресками, в них устанавливали бронзовые статуэтки.
   В современной квартире можно ограничиться только небольшим орнаментом в виде перевивающихся веток растений и геометрических узоров под потолком и устройством ниш, в которые нужно установить статуэтки.
   Для этого времени характерны изображения человека, которые отодвигают на задний план представителей фауны. Это касалось и оформления витражей, где цветовые нюансы достигались за счет наложения нескольких пластин цветного стекла. При этом цвет становился намного ярче и насыщенней. Сейчас витражи используются только для украшения дверей, но до статочно и этого, чтобы стилизовать интерьер даже одной комнаты. Также можно украсить витражом и перегородки, которые устанавливаются для разделения комнат на несколько зон.
   Что касается мебели, то в эпоху Возрождения предпочтение отдавалось ценным породам, например темному и светлому ореху, привозимым из-за границы черной и красной породам древесины. Украсить мебель можно античным орнаментом или различными вставками из кости, перламутра и черепахового панциря. Ножки сундуков для одежды, поставцов, столов, кресел, стульев чаще всего представляют собой лапы различных хищных и диковинных животных (рис. 151). Неотъемлемым атрибутом такой мебели является и наличие колонн с античными ордерами.

   Рис. 151. Стул в стиле эпохи Ренессанса
 

Если вы хотите обставить свою спальню в стиле Ренессанса, то не тратьте сил и средств на установку балдахина, потому что в эту эпоху бережливые предприниматели полностью отказались от него. Это не только экономило деньги, но и способствовало созданию большего пространства.
   Мебель становилась не только прочной, удобной и красивой, но и полезной. Так, например, к этому времени относится появление всем известного бюро, которое позволяло в одном месте держать все бумаги, делать расчеты и хранить деньги.
   Примитивность даже в устройстве мебели отодвинула на второй план средневековую массивную мебель. Хотя столы еще продолжали оставаться такими, но и они претерпевали некоторые изменения. Так, например, столешницы украшали резьбой, вставками из черного и красного дерева, обивали бронзой. Такие массивные, но уже изящные столешницы устанавливали на точеные, красиво изогнутые ножки в виде фигурок человека или, что встречается намного реже, диковинных животных.
   В отличие от Средневековья предметов мебели становилось больше (не в том, разумеется, смысле, что ею заставлялось все пространство помещения, а в том, что она была разнообразнее). Так, приобретали популярность легкие кресла (которые больше напоминали стулья с подлокотниками), складные стулья, спинка которых украшалась мозаикой, и большие тяжелые стулья; сиденья и спинка у них обивались кожей, бархатом или яркой парчой.
   Весь быт этой эпохи строился на основе удобства: минимум ненужных вещей, максимум свободного места, которое декорировалось различными мелочами, жизнь без которых, однако, не представлялась возможной. Среди таких мелочей можно выделить разнообразные подсвечники, статуэтки, ободки для небольших зеркал, которые представляли собой скульптуры и сюжетные композиции на античные темы.
   Как и всегда, большое значение придавалось посуде. Здесь присутствовал тот же орнамент, который использовался при украшении стен и предметов мебели.
   Из всех стилей интерьера это, пожалуй, самый простой, и он не требует больших затрат на его воссоздание в масштабе малогабаритной квартиры. От вас потребуется только сделать сводчатый потолок, нанести на стены орнамент, по возможности обить их каким-нибудь материалом и чуть-чуть изменить внешний вид вашей мебели.
   Эта эпоха стала поворотной на пути развития цивилизации. Хотя она была не столь уж и продолжительной, но именно Ренессанс дал толчок к развитию многих последующих культур, например барокко и классицизма. Именно здесь произошло возвращение к древнегреческой гармонии и простоте, которые, переродившись, стали главными опорами всей последующей истории развития искусства интерьера.

Стиль барокко

После нескольких десятилетий простоты в убранстве комнат человечество возвратилось к изысканности, великолепию и роскоши. Кроме того, новый стиль был наполнен сложностью, театральностью и непредсказуемостью. Здесь замысловатость, контрастность, повышенная эмоциональность отодвинули на второй план строгость, симметричность и прямолинейность форм стиля эпохи Возрождения. Пластичные формы украшений, витиеватые и сложно переплетенные орнаменты создали некую возвышенность и объемность.
   Интерьер в это время отличался особой торжественностью и величием. Возвышенность царила во всем. Потолки и стены напоминали святой небосвод. Здесь присутствовала отделка множеством мелких деталей, при соединении которых создавались различные фигурки божеств, паривших прямо под сводом потолка. Не только стукковый орнамент и позолоченная лепнина давали объемное изображение. Этому способствовала и фресковая роспись, обильно украшавшая своды потолков и стен.
   Даже стены из-за множественных пилястр и колонн никогда не казались плоскими. Для их украшения зачастую использовалась дорогая тисненая кожа с орнаментом в виде лилий. Иногда такое тиснение заполнялось золотом в подражание дорогим заморским тканям.
   Достаточно часто для убранства стен применялись большие, спускавшиеся до пола тканые ковры, на стены вешались таких же размеров зеркальные полотна, украшенные массивной лепниной с позолотой. Но при этом одна из первых позиций принадлежала орнаменту, который немногим отличался от ренессансного. Он по-прежнему состоял из различных переплетавшихся ветвей, больших листьев, крупных цветов. Хотя здесь уже нельзя встретить изображение человека, столь характерное для эпохи Возрождения. Да и переплетение становилось все более витиеватым, замысловатым, более сложным. Здесь уже не встречалось прямых линий.
   Для того чтобы создать единство природы и интерьера, на противоположную окну стену устанавливаются большие зеркала, по форме напоминающие сами окна. При этом отображающееся в зеркале окно превращается еще в одно окно, которое может зрительно расширить площадь небольшой комнаты в малогабаритной квартире.
   Немного приподнять потолки можно за счет небольшого панно, которое в то далекое время украшало пространство над дверью. Это так называемый десюдепорт, который представляет собой горизонтально расположенный рисунок с витиеватым растительным орнаментом или небольшой сюжетной композицией.
   Наиболее часто использовался орнамент из тяжелых гирлянд, которые состояли из листьев и плодов, волюты и свитков.
   В отделке полов, как и прежде, предпочтение отдавалось мраморному покрытию или майоликовым плитам.
   Мебель усложняла и так непростой интерьер. В противовес простой изящной мебели предыдущей эпохи здесь главенствовали массивность форм и обилие украшений, которые делали мебель еще более тяжелой.
   Предметы мебели теперь устанавливали не только на 3–4 ножки, но и на 5, 6 и даже 8. Такая конструкция еще больше их утяжеляла. Для украшения стульев выбирали самые разнообразные формы ножек: от консолей и сужающихся книзу пирамид до S-образных.
   Но в отличие от других эпох здесь уже использовалась мягкая мебель, которая обивалась дорогими тканями, привозимыми с Востока. Нередко для этого использовались испанская тисненая кожа, итальянский гобелен и французский бархат, а также глазет – ткань с серебряными и золотыми нитями. Иногда эту обивку скрывали под чехлом и снимали его только на время торжественных праздников.
   Столы теперь становились более утонченными и разнообразными по форме. Как и прежде, они стояли на 1 или 4 ножках, делались резными, украшались позолотой, различными вставками из слоновой кости и драгоценных камней. Часто использовалась резьба по дереву. Поэтому для мебели в основном применялся орех, который давал больше возможностей, чем прочный дуб, так широко использовавшийся раньше.
   Изменения коснулись и самих столов. Кроме больших трапезных, теперь появились и специальные консольные столы, которые устанавливали у стен. Именно из-за этого их делали односторонними. Чаще всего они предназначались для часов, шкатулок, канделябров и прочей мелочи, которая украшала интерьер.
   Не менее изящными стали шкафы, которые устанавливались на шарообразные ножки, снабжались мощными карнизами и картушами, множеством различных ящиков и ящичков. Такие шкафы по форме стали намного проще. Их уникальность достигалась за счет множественных украшений в виде рельефа из бронзовых фигурок, масок и пальметток, которые в основном располагали в определенной геометрической последовательности (рис. 152).

   Рис. 152. Комод с витыми колоннами в стиле барокко
 

Барокко характеризуется четким распределением элементов интерьера по комнатам. Для каждой из них специально подбиралась мебель, каждая из них выполняла определенную функцию. Так, например, в интерьере кабинета обязательно присутствовали письменный стол, шкафы для книг и бюро. Иногда такая обстановка украшалась большим глобусом или развешанными на стенах картами.
   Спальня, как и в большинстве современных малогабаритных квартир, кроме своей функции опочивальни, выполняла и роль гостиной. Здесь зачастую принимали гостей. Но и для этого времени характерно наличие балдахина над кроватью, но уже более изысканной формы, чем в предыдущую эпоху.
   Для украшения кровати и балдахина все также использовались привозимые с Востока атлас, парча с серебряными и золотыми нитями. Но достаточно часто встречался и расшитый в Европе золотом и серебром заморский шелк.
   Фаянсу в этот период придавали в основном голубые и синие тона, получаемые путем нанесения рисунка синим кобальтом перед обжигом. Популярны были фиолетовая и черная раскраски, которые также получались путем нанесения оксидов металлов непосредственно перед обжигом. В качестве рисунка достаточно часто выбирался различный растительный орнамент и сценки из сельской жизни с пастушками и пастухами.
   Не уступали по своей красоте и предметы из стекла. Большинство ваз снабжалось ручками в форме накладных крылышек и фигурок животных. Также из стекла делались бокалы, которые расписывались гербами хозяев дома, витыми лентами с надписями, сюжетами определенных событий из жизни какой-то одной семьи.
   Некоторые вазы и кубки украшались по совершенно новому способу, который состоял в том, что после придания капле стекла определенной формы до того, как стекло успевало остыть, но уже немного схватилось, эту фигурку обкатывали в мельчайших осколках цветного стекла.
   Достаточно часто для украшения интерьера использовалась медная, серебряная, бронзовая и оловянная посуда. Также из бронзы и олова делались большие массивные люстры и канделябры, основой которых служила человеческая фигура или фигура животного. От этой фигуры в разные стороны отходили S-образные завитки, на концах которых располагались чашечки для свеч.
   Стиль барокко для интерьера малогабаритной квартиры мало подходит, потому что он требует огромной площади, использования массивных предметов мебели и украшений, которые лишь будут сужать и так небольшое пространство квартиры. Но если этот стиль вам по душе, то можете ограничиться небольшой стилизацией, используя лишь некоторые детали. Однако даже для них необходимо будет продумать цветовое решение комнаты, разграничить ее на верхний и нижний уровень, сделать в стенах небольшие ниши и разместить понравившиеся статуэтки. Очень хорошо подходят различные вазы с цветочным орнаментом и пастушескими миниатюрами.

Стиль рококо

Достаточно стремительное развитие интерьерного искусства в XVIII веке обусловило частую смену стилей внутренней отделки домов. Одновременное сосуществование сразу трех направлений повлияло на развитие стиля рококо. Это было логическое завершение барокко и начало классицизма.
   Характерной особенностью этого стиля является сочетание внешней сдержанности и внутренней роскоши, которая была предназначена для комфорта. Помещения не всегда выдерживались в одной цветовой гамме и обустраивались с учетом наклонностей хозяина и его рода занятий. Порой возникало некоторое противоречие в интерьере целого дома, но ведь именно смена декораций позволяет настроиться на работу, на отдых и на развлечения.
   Но основные моменты все же оставались одними и теми же. Да и их сочетание должно было воплотить и легкую фантазию, и кокетство, и каприз.
   Внутри дом всегда украшался настенной живописью, достаточно часто встречалась и роспись потолков, продолжавшая сюжетную линию стен. Конусообразный или овальный свод отделялся стукковым орнаментом, но более легким, чем в барокко. Да и сама комната строилась в форме вытянутого овала или круга, углы могли присутствовать только в кабинетных комнатах и в будуаре, хотя и это встречалось достаточно редко.
   Стены помещений украшались не фресками, а шпалерными развесками – коврами с диковинными узорами, расшитыми по шелку или атласу. Такая вышивка в то время либо делалась на заказ под определенные размеры, либо покупалась уже готовая, но при этом приходилось ее обрезать под имевшиеся рамки.
   Только в эпоху рококо использовали настенные консоли, которые делали из стукко или фарфора. Эти два материала позволяли вылепить невысокий рельеф, который очень быстро принимал нужную форму и схватывался. В качестве основных орнаментов использовались восточные мотивы с изображением пальм, заморских животных и птиц, картин из жизни туземцев.
   Пресыщенность декоративной отделки стала свидетельством уходящей эпохи барокко. Но проявление новых черт говорило уже о свежем веянии в искусстве интерьера. Менее броской, менее тяжелой и более спокойной становилась цветовая гамма комнат, да и все убранство теперь строилось на основе музыкальной утонченности. Особой популярностью пользовались светлые тона, приглушенные и забеленные краски, полутона.
   Округлость форм присутствовала не только в устройстве комнат, но и во всем, что заполняло их пространство. Множество зеркал, встроенных в стену, развешанных над каминами или над столиками, обрамлялись легкими овальными рамами из стукко или фарфора.
   Для этого периода характерно увлечение зеркалами и портретами. Изображения дорогих сердцу людей помещали не только на стены, ими украшали кулоны и табакерки, которые специально подбирали под каждый наряд.
   Пышное убранство комнат не требовало больших затрат на меблировку. В многочисленных залах и кабинетах значительное внимание уделялось стульям, креслам, диванам и маленьким столикам, на которых подавались угощения или велась игра в карты.
   Мебель всегда «знала свое место» в интерьере и была полностью ему подчинена. Для рококо характерна округленная, изысканная и в изобилии украшенная мебель. Причем здесь присутствует целая смесь свойственных для других стилей черт: богатая рокайная резьба барокко и раскраска пастельными тонами отдельных деталей мебели, простота конструкций Средневековья, декорирование ножек в виде лап животных и золотая отделка в духе римского стиля (рис. 153).

   Рис. 153. Стол в стиле рококо
 

Углы комнат несколько скрадывались за счет угловых комодов и шкафчиков для посуды и книг. Наряду с драгоценными породами древесины в изготовлении мебели использовались и слоновая кость, и моржовые пластины.
   Нередко залы и кабинеты украшались каминами, которые располагались посередине большой стены. Печи же строились в каждой комнате и занимали один из углов. И те и другие всегда загораживались специальными экранами криволинейных форм с использованием позолоченных основ-рамок и тканей с мелким пастельным рисунком.
   В отделке полов в одинаковой степени присутствовали и каменная мозаика, и паркет, которые всегда гармонировали с остальным витиеватым убранством комнат.
   Для освещения помещений на стенах устанавливались канделябры для свечей в виде статуэток и небольших сюжетных композиций. В большинстве случаев, чтобы усилить освещение комнаты, светильники размещались либо напротив зеркал, либо рядом с ними. Светильники изготавливались из фарфора, стукко, металлов или фаянса, которые после отделки становились блестящими и сами отражали колеблющееся пламя свеч.
   Посуда, которая использовалась не только для сервировки стола, но и для украшения интерьера комнаты, тоже становилась тонкой и изящной. Для этого чаще всего применялся фарфор, который в это время начал производиться в России. Да и стекло немного облагородилось. Не только вазы, бокалы, фужеры, но и статуэтки, сюжетные миниатюры, которые устанавливали на консольные столы, украшали интерьер. Структура стекла позволяла не только играть бликами свечного пламени, но и заставляла статуэтку оживать, «двигаться» в отблесках пронизывавшего ее пламени.
   На посуде, как и на стенах, вырисовывался все тот же мотив, который отображал картины быта, сцены охоты, сельские картины, доставшиеся в наследство от барокко. При этом расписываемая поверхность делалась матовой и пастельной, чтобы на ней более эффектно выделялся красно-коричневый или золотой рисунок.
   Это время принесло и новый способ золочения стеклянной посуды. Для этого специально делались фужеры и бокалы с двойными стенками, в промежутке между ними устанавливалась золотая или серебряная с позолотой пластина с заранее выгравированным рисунком или орнаментом. В качестве орнамента достаточно часто использовались различные переплетения ветвей лаврового дерева, пальмовых ветвей, сказочные, витиевато загнутые листья диковинных растений.
   Более, чем в другие времена, ценился хрусталь, но предпочтение отдавалось только поташному, славившемуся особой прозрачностью. Кроме того, эта разновидность хрусталя отличалась большой прочностью и плотностью, которая позволяла делать даже самую тонкую глубокую гравировку.
   Из серебряной посуды остались только дутые чайники и вытянутые кофейники с ребристой поверхностью. Иногда из металла делались и табакерки, их поверхность после чеканки расписывалась эмалевыми красками.
   Для того чтобы стилизовать интерьер малогабаритной квартиры и хоть как-то создать в ней атмосферу того давнего времени, можно воспользоваться несколькими деталями. Если хочется полностью передать интерьер эпохи рококо, то он может не вписаться в небольшую площадь вашей квартиры. Так, например, для кухни рекомендуется купить обычные чайник и кофейник из белого металла с рифленой поверхностью, а также чайный фарфоровый сервиз со сложным цветочным орнаментом и обязательно с позолотой. Цветочные скатерти, занавески, обои и плитка наиболее подходят для этого стиля. При этом лучше всего выбирать мелкий рисунок на бледном голубоватом или сиреневатом фоне.
   Для стилизации комнат потребуется больше деталей. Это и изысканная обивка мебели, и подобранные в тон шторы, роскошно спадающие на пол, многочисленные вазы (от больших напольных до миниатюрных) с вылепленными цветами или нарисованной сюжетной композицией на тему загородных развлечений. Также комнату можно украсить лепниной с тонким слоем бронзовой или золотой краски.
   Особая изощренность потребуется для стилизации спальни. Здесь преимущественно будет использоваться мебель белых и светлых тонов, а для кровати дополнительно установите балдахин, с каркаса которого, как свадебная фата, будет струиться волна полупрозрачного шелка. Светлое стеганое атласное покрывало, свисающее с полога большой кровати, будет удачно дополнять весь интерьер.

Стиль классицизма

Классицизм, пришедший на смену барокко и рококо, опять выдвинул на первый план традиции Античности, идеалы простоты, естественности и рациональности.
   Классицизм – достаточно широкое понятие, включающее в себя сразу несколько стилевых вариаций. Это и классицизм XVIII века, эпоха ампира, неоклассицизма середины и конца XIX века. Небольшие отличия между ними строятся на основании предпочтения какой-то определенной эпохи Античности. Так, например, на ранних этапах классицизм развивался под влиянием Греции, культура которой была хорошо известна. Более поздняя эпоха классицизма основывалась на археологических открытиях, сделанных на территории Рима, а также в Помпеях и Геркулануме.
   На первое место выдвигалось служение общественным идеалам, то, что и было в основе греческой и римской традиций. Все это в одинаковой степени проявлялось как в строительстве дома, так и в его обустройстве.
   Большинство деталей, заимствованных из Античности, скорее играли чисто декоративную роль, а не эстетическую, как раньше. Среди «возрожденных» большое место занимали ордера, декоративный орнамент и скульптурные композиции. Но их использование сочеталось прежде всего с новыми позициями и веяниями, которыми был наполнен весь XIX век. Так, например, стукковый орнамент чаще всего заключался в прямоугольные и квадратные рамки, которые делали акцент на античных деталях.
   Нередко распределенные по квадратам картины еще обрамлялись и линиями разграничивающего бордюра, состоявшего из всевозможных цветов, переплетенных веток и т. п. Достаточно часто таким образом разграничивались и расписные картины, заимствованные из произведений Древней Греции и Рима: парящие танцовщицы, сцены из любовных романов, растительные картины и любовные переживания, воспетые Катуллом и Сапфо.
   Но всегда соблюдался принцип четкого расположения отдельных деталей как в интерьере дома, так и при его строительстве.
   Предпочтение отдавалось горизонтальным линиям, все находилось в строгой симметрии и при этом логически сочеталось друг с другом.
   Как и в эпоху Античности, большие залы украшались нишами, в которые устанавливали подлинники либо копии греческих или римских статуй. Достаточно быстро в это время в моду входят так называемые Grand Tour, когда глава дома уезжал в Грецию или Рим в поисках новых археологических раритетов. Кроме находок, после поездки дом всегда пополнялся портретом хозяина на фоне пейзажа из руин римских и грече ских сооружений.
   Стены, потолки и полы не так изобиловали орнаментальными деталями, которые присутствовали в отделке мебели и украшений интерьера. Мебель становилась менее массивной, более изящной, предпочтение отдавалось все тем же прямолинейным и симметричным линиям, которые присутствовали в интерьере.
   Легкость мебели подчеркивалась и небольшими вставками из севрского фарфора, слоновой кости и позолоты. Нередко все это украшалось изящной утонченной резьбой и эмалевой росписью (рис. 154).

   Рис. 154. Стул в стиле классицизма
 

Легкими становились не только стулья, но и комоды, секретеры, туалетные столики, которые теперь снабжались большими зеркалами. Ножки различных кушеток, диванов, столиков для цветов и игры в карты становились более изящными, хотя, наряду с увеличивавшейся прямолинейностью, акцент был направлен на чуть изогнутые формы.
   Искусство интерьера в основном основывалось на использовании каких-то отдельных деталей, например на росписи и формах посуды и украшений. Фаянс здесь занимал главенствующее место. Это обусловливалось прежде всего новыми разработками по изготовлению посуды. В начале эпохи в моду вошли предметы из светло-бежевого фаянса, имитировавшего светлый агат. На таком фоне достаточно часто вырисовывались пейзажи, гербы знатных родов, цветы или простые натюрморты. После этого модным стал светло-синий с переливами фаянс, который наиболее подходил для стилизации под римскую культуру. Предметы из такого фаянса не требовали росписи или огромных украшений. В качестве этого зачастую использовались небольшие переплетения в виде нитей или металлические полосы, которые только подчеркивали красоту материала.
   Из других материалов популярными оставались богемское стекло, фарфор, полудрагоценные камни, из которых делали вазы, имитировавшие греческие амфоры или стеклянные сосуды в ажурных чехлах. Достаточно часто встречались и предметы современного быта, которые просто стилизовались под старую эпоху.

Интерьер в современном стиле (стиль модерн)

На протяжении всего XX века развивалось самобытное искусство украшения интерьера, которое периодически то отвергало старые принципы, то опять к ним возвращалось. Современное обустройство дома имеет столько разновидностей, сколько есть на Земле людей. Это объясняется прежде всего тем, что интерьер каждый создает сам, по своему желанию, ориентируясь только на собственные вкусы.
   Смешение стилей, разнообразие красок (от самых ярких и контрастных сочетаний до пастельных переливающихся тонов), взаимодействие прямых и криволинейных линий, которые делают мебель удобной, а интерьер более красивым, – все направлено на служение человеку. Кроме того, предпочтение здесь всегда отдается синтетическим материалам, которыми богат уходящий век. Это и полиэтилен, пенопласт, пластмасса, пеноплен, пластик, оргстекло и многие другие.
   Цвет – неотъемлемый компонент создания определенного стиля – всегда должен быть ярким. В середине века отдавалось предпочтение красным оттенкам, на смену которым пришли насыщенные фиолетовые, а затем и фантастические неоновые: ядовито-желтый, оранжевый, фиолетовый, красный, зеленый и даже насыщенный черный, способный поглотить все вокруг. Эта тенденция в колористике объясняется быстрым развитием цивилизации, ростом химической промышленности, покорением космического пространства и нарастающей урбанизацией.
   В последнее время предпочтение отдается спокойным тонам, цветам природы, что в большей степени относится к разворачивающемуся движению по защите окружающей среды.
   Как уже отмечалось, интерьер полностью зависит от своего хозяина. Так, например, если человек ведет активный образ жизни, то и обстановка дома тоже будет построена по принципу развивающейся динамики. Размеренный ритм жизни жильцов помещения диктует более спокойную обстановку – преобладание пастели, рассеянного приглушенного света, сдержанный ансамбль меблировки.
   Что касается обстановки современного жилища, то в основном предпочтение отдается мягкой мебели разных стилей и с разной фактурой обивки. Но все больше используется мебель с наличием металлических конструкций, вставок из пластмассы и разнообразных синтетических материалов. Но и здесь мирно соседствуют прямые и изогнутые линии. Да и сама конструкция мебели за несколько последних лет претерпела много изменений. Все без исключения строится по типу трансформеров, то есть путем нескольких легких движений из обычного, ничем не привлекательного дивана вы можете получить удобную тахту, а кресло моментально может превратиться в греческое ложе-клине.
   Из всех стилей интерьера современный стиль остается наиболее доступным. Это не только позволит вам сэкономить средства, но и сделает интерьер обустроенным по последней моде. Вам не придется ездить по всем магазинам в поисках какой-то одной безделушки. Этот стиль строится на сочетании множества разноплановых вещей. И чем их больше, чем они разнообразнее, тем больший эффект при этом достигается. Кроме того, поменяв местами отдельные вещи, вы без труда можете создать совершенно другую обстановку.

Л.А.Бурлуцкая

В начало страницы