Способы обработки краев драпировки
Ткань определенной расцветки и плотности существенно повлияет на стиль внутреннего убранства комнаты. Очень важной завершающей стадией станет выбор и изготовление окантовки и крепежа. Окантовка может существенно изменить и улучшить внешний вид изделия.
С помощью правильно подобранной окантовки можно оживить однотонную ткань драпировки или, наоборот, подчеркнуть рисунок тонкой ткани. В качестве окантовки часто используют готовую бахрому, различные шнуры, тесьму.
Можно остановить свой выбор на каком-либо одном из огромного количества вариантов обработки краев: окантовка с одной, двух или четырех сторон, окантовка с пуговицами, бахромой, тесьмой и оборками. Все это поможет добиться нужного эффекта: сделать драпировку более тяжелой или легкой, строгой или неформальной, современной или классической.
Для помещений, оформленных в строгом стиле, предпочтительнее элегантное оформление края драпировки. Современный стиль требует четких линий, правильных форм.
Отделка края может доминировать или дополнять основную деталь изделия. Например, если нет уверенности в том, в каком стиле будет выполнен дизайн помещения, край драпировки должен не доминировать над основной тканью, а лишь дополнять ее.
То, какой вариант предпочтет хозяин квартиры – внутреннюю, одинарную или двойную окантовку, тесьму или бахрому, крупный или мелкий рисунок для окантовки, зависит только от его вкуса. Единственное, что необходимо учитывать, – это то, что ткани должны быть одинаковыми по весу, плотности и качеству, не линять при стирке и одинаково реагировать на изменение освещения.
Окантовка
Выполняя окантовку или пришивая кайму, можно экспериментировать с тканями различной расцветки или фактуры. Есть много вариантов: кайма может быть широкой или узкой, пришиваться к краю или находиться на некотором расстоянии от него, быть только с одной или с нескольких сторон.
Выполнение двойной или тройной каймы требует определенных навыков и аккуратности. На некоторых драпировках именно многослойная кайма смотрится очень эффектно. Если основная штора сшита из ткани с рисунком, то можно попробовать использовать несколько однотонных тканей, дублирующих цвета основного материала.
Перед тем как приступить к пошиву окантовки, изготавливают небольшой образец и внимательно смотрят, как выглядят эти материалы вместе при различном освещении, не деформируют ли они друг друга. Но основная ткань и материал окантовки не обязательно должны быть абсолютно одинаковой выработки.
Идея использования окантовки как раз и заключается в том, что определенные характеристики материалов должны быть контрастными: блестящие хорошо сочетаются с матовыми, набивные – с однотонными.
Самая распространенная ширина окантовки – 1,5–2 см. Однако ширину лучше уменьшить для изделия темного цвета и небольшого размера или увеличить для больших штор с широкой бахромой. Лучше выкроить окантовку так, чтобы стыков не было вообще или они оставались бы только на ведущем крае.
Выполнение окантовки драпировки без подкладки
1. Выкраивают полосу ткани длиной, равной длине тех сторон, которые подлежат окантовке, и шириной 6 см.
2. Раскладывают основное изделие на рабочем столе лицевой стороной вверх и прикалывают выкроенную полосу изнаночной стороной вверх, как показано на рисунке 41. При этом обращают внимание на то, как обрабатывается угол: на расстоянии 1,5 см от него прикалывают последнюю булавку и складывают окантовку под прямым углом.
3. Отстрачивают края, к которым пришивается окантовка, на расстоянии 1,5 см от края. Когда доходят до угла, останавливаются на расстоянии 1,5 см, отворачивают угол ткани и продолжают строчить. Шов не должен прерываться на углу.
4. Заутюживают на окантовке припуски на швы, подгибают ее и располагают так, чтобы она огибала край детали. Заворачивают уголок (рис. 42).
5. Переворачивают ткань на изнаночную сторону, подворачивают окантовку, чтобы закрыть срезы. Кладут ткань угла аккуратно под окантовку и продолжают обрабатывать другую сторону. Окантовку изнаночной стороны подшивают ручным потайным швом, длина стежка при этом равна примерно 1 см. Лучше захватывать нити машинного шва, чтобы сделать стежки незаметными с лицевой стороны.
Выполнение окантовки драпировки на подкладке
Окантовку штор на подкладке выполняют в том же порядке, что и окантовку штор без подкладки. Дополнительным моментом является то, что ткань подкладки и основную ткань скрепляют замковым швом перед началом притачивания окантовки.
Выполнение окантовки драпировки с прокладкой
1. Выкраивают полосу ткани требуемой длины шириной 11 см для детали окантовки.
2. Пришивают прокладку к основной ткани замковым швом по периметру, что даст возможность работать с двумя деталями как с одной. Начинают прикалывать окантовку с верхнего края. Дойдя до первого угла, останавливаются на расстоянии 9,5 см от края детали. Окантовку складывают под прямым углом относительно поверхности детали и продолжают скалывать окантовку и основную деталь.
3. Начинают пристрачивать окантовку от верхнего угла к нижнему на расстоянии 1,5 см от края. Неровная строчка может привести к тому, что окантовка не будет лежать ровно. Дойдя до угла, останавливаются на расстоянии 9,5 см, закладывают угол и продолжают строчить вдоль нижнего края. Швы должны встретиться точно в центре угла.
4. Заутюживают окантовку на изнаночную сторону на припуски. Аккуратно складывают угол, срезают окантовку до ширины 6 см со всех сторон, кроме подшивки низа.
5. Подкладку пришивают так, чтобы было видно окантовку шириной 1,5 см. Подшивку окантовки пришивают к нижней части изделия швом «козлик», а к остальным сторонам – косыми стежками.
Использование басонных изделий
Басонные изделия – это разнообразные готовые детали украшения для оформления любых видов изделий из ткани в интерьере. Бахрома, ленты, тесьма, шнуры – все это можно найти на прилавках многих магазинов.
Отправляясь за покупкой басонного изделия, надо захватить с собой все образцы ткани, которые использовались для изготовления драпировки.
Басонные изделия должны или совпадать по тону с основной тканью, или контрастировать с ней.
Если точно не известно, какое количество басонных изделий потребуется для отделки драпировки, лучше купить немного больше предполагаемого количества, так как докупленный впоследствии отделочный материал может иметь другой оттенок или отличаться по фактуре.
Рассмотрим несколько вариантов использования различных басонных изделий для отделки края драпировки. Можно использовать бахрому для придания элегантности любым изделиям. Современные производители предлагают множество вариантов этой отделки.
У некоторых видов бахромы имеется декоративный верх, который можно пришить поверх края внешней стороны драпировки.
Другие же виды бахромы сами по себе являются настоящим произведением искусства, что позволяет украсить ими любую ткань.
Бахрому с плоским неажурным верхом лучше втачивать между основной тканью и подкладкой. Бахрома производится из различных волокон, поэтому важно проследить за тем, чтобы составы основной ткани и бахромы были похожи: хлопчатобумажная отделка будет прекрасным дополнением к льняным или хлопчатобумажным тканям, а шелковая прекрасно подойдет к шелковым тканям и дамасту.
Ленты различной фактуры и ширины становятся все более популярным отделочным материалом. Их можно использовать для изготовления завязок, обработки краев, выполнения руликов.
В настоящее время можно купить ленты различного размера и качества: матовые и блестящие, широкие и узкие, вышитые и гладкие. Вышитые ленты могут стать замечательной отделкой для тонких драпировок.
Довольно распространен способ оформления ведущих краев и низа с помощью шнура, который станет прекрасным завершающим штрихом для готового изделия. Главное – не ошибиться в выборе шнура для тонких драпировок: в данном случае самая подходящая толщина – 4–6 мм, а для более плотных изделий лучше выбрать толстые шнуры – до 20 мм в диаметре.
Если ткань недостаточно яркая, можно использовать контрастные шнуры.
Кайма, выкроенная по косой
Если драпировка выполнена из ткани в клетку, полоску или c другим геометрическим рисунком, который хорошо смотрится под разным углом зрения, можно использовать для обработки края ту же ткань, что и для изготовления основной детали.
Кайму выкраивают по косой, разворачивая ткань под другим углом, и прокладывают тесьму по месту соединения каймы и основной ткани.
1. Выкраивают кайму требуемой длины, шириной 15 см для боковых сторон и низа и 25 см – для верха. Ленту пристрачивают по средней части с лицевой стороны.
2. Располагают основную деталь на рабочем столе изнаночной стороной вверх, а кайму – изнаночной стороной вниз и скалывают детали. Прострачивают на расстоянии 1,5 см от края. Обрабатывают углы и срезают излишки ткани.
3. Отворачивают кайму на лицевую сторону, проглаживают швы. Ленту загибают под кайму и скалывают, чтобы получилась аккуратная пограничная полоса.
4. Отстрачивают кайму по линии края ленты.
5. Начинают шить верхнюю оборку. Для этого следует рассчитать, какое количество завязок потребуется для крепежа. Размер каждой завязки 1,5 х 60 см. Края оборки обрабатывают руликом, изготовленным из ленты. Соединяют с изнаночных сторон основную деталь и деталь каймы, распределив завязки по всей ширине изделия и сложив их пополам. Отстрачивают на расстоянии 1,5 см от края, отворачивают на лицевую сторону, отглаживают шов и оборку.
Оформление краев драпировки оборками
К таким декоративным элементам для отделки драпировок, как оборки, многие относятся по-разному. Некоторые считают оборки бесполезным, ненужным украшением, другие уверены, что они придают изделиям утонченность и изысканность. Однако нельзя не согласиться, что изделия с оборками всегда производят яркое впечатление.
Оборки хорошо сочетаются с драпировками, хотя использовать подобные украшения в дизайне помещений можно далеко не всегда.
Подчас неуместная оборка может испортить даже самый хороший дизайнерский замысел. Для женских спален, будуаров, детских комнат оборки на драпировках и других изделиях из ткани могут стать элементом завершенности, объединяющим предметы внутреннего убранства комнаты воедино.
Изготовление оборок – это не самый экономичный способ отделки края изделий, который придает им довольно неординарный, экстравагантный вид. Драпировки, отделанные оборкой, смотрятся нежнее, чем те, которые оформлены каймой или басонными изделиями.
Оборки не исключают использования различных тканей одновременно. Но для того, чтобы убедиться, что выбранное сочетание тканей удачно, желательно сшить небольшой образец.
Очень важен и масштаб рисунка, и количество сборок. Крупный рисунок, например, может неплохо смотреться на небольшом образце, сборки на той же ткани на основном изделии – гораздо хуже.
При комбинировании тканей важно следить за тем, чтобы все цвета были одинаковой яркости в пределах одного тонального диапазона, то есть один цвет не должен подавлять остальные. В том случае, если хочется выделить какой-либо цвет, надо постараться, чтобы он присутствовал наравне с другим цветом такой же яркости, или можно допустить сочетание яркого и нейтрального цветов. Но эти рекомендации неуместны при применении пестрых тканей.
Изготовление оборок с подкладкой, оформленных руликом
Драпировка, украшенная оборками, красиво смотрится на небольших окнах (рис. 43), а также в детских комнатах и спальнях.
1. Выкраивают полоску ткани, длина которой в 2 раза больше, чем те стороны, которые оформляются оборками. Дополнительно вырезают полоску ткани для окантовки и подкладки. Ширина основной ткани оборки – 9 см, а подкладочной ткани – 12 см.
2. Скалывают обе полоски лицевой стороной внутрь и стачивают (рис. 44, а) на расстоянии 1,5 см от края по всей длине. Отворачивают и проглаживают деталь, ширина которой составляет 12 см. Приутюживают и прокладывают наметку или ряд булавок, чтобы получился ровный кант шириной 1,5 см.
3. Необработанные края заворачивают внутрь и прошивают потайным швом. Чтобы припосадить оборку (рис. 44, б), прокладывают ручной шов на расстоянии 1,5 см от края оборки.
4. Деталь разделяют по крайней мере на 10 или более частей и отмечают границы цветными нитками. Разделяют край изделия, который будет отделываться оборкой, на такое же количество равных частей, границы их обозначают цветными нитками.
5. Скрепляют границы каждого сектора на основной ткани и на оборке. Стягивают складки и притачивают оборку к окантовочной полоске (рис. 44, в), которую потом закрепляют по краю основной детали швом «козлик». Подкладку шторы пришивают потайным швом, чтобы скрыть все швы и срезы (рис. 44, г).
Фестоны
Фестоны – это кайма с зубчиками различной формы. Обычно фестоны бывают полукруглыми. Для того чтобы кайма с фестонами хорошо смотрелась, важно сделать точную выкройку из картона или плотной бумаги в натуральную величину.
На рисунке 45 показана технология изготовления фестонов.
Драпировки с фестонами часто изготавливают из двух видов ткани – однотонной и с рисунком, чтобы подчеркнуть границу между основной тканью и каймой, выполненными из разных тканей. Края основных деталей обшивают дополнительно полосой ткани контрастного цвета. Шторы, представленные на рисунке 46, достаточно длинные, края их лежат на полу, и за счет фестонов полотнища зрительно удлиняются еще больше. Верх изделия собран в складки. Такая драпировка может стать элементом традиционного классического дизайна.
1. Сначала делают разметку. Для этого разделяют картон на равные части, количество которых будет соответствовать количеству фестонов. Для того чтобы фестоны получились правильной формы, выполняют выкройку с помощью блюдца или другого круглого предмета. Делают шаблон, равный длине обрабатываемого края, из картона или бортовки. Прикладывают шаблон к ткани и обводят карандашом.
2. Вырезают фестоны, оставляя 1 см на припуски для швов. То же самое делают с тканью, которая будет использоваться для отделки. Скалывают обе детали лицевыми сторонами друг к другу и прострачивают. Для того чтобы припуски на швы не были заметны после выворачивания их на лицевую сторону, подрезают их ближе к линии шва. Делают подрезы в углах. Выворачивают фестоны на лицевую сторону. Можно использовать лекало или другой предмет для проглаживания швов изнутри, чтобы добиться одинаковой округлой формы фестонов.
3. Приступают к притачиванию фестонов к основным деталям изделия. Перед притачиванием можно дополнительно оформить край основных деталей полоской из ткани, ленты или тесьмы. Важно следить за тем, чтобы углы были правильно уложены.
Д.В.Нестерова