Об искусстве драпировки
Драпировка – это отдельная и весьма непростая область декорирования интерьера, целое искусство, которое позволяет изменить квартиру до неузнаваемости.
Однако прежде, чем начинать драпировать окна или стены, необходимо сделать правильный выбор, например, между однослойными и многослойными гардинами, драпировками с ламбрекеном и без него, правильно подобрать длину и цвет карниза.
Оформление квартиры драпировками придаст гармонию ее внутреннему убранству и предоставит возможность скрыть дефекты архитектуры, регулировать освещенность комнат. Кроме того, декорирование драпировками окон поможет подчеркнуть красивый пейзаж за окном или, напротив, избавить хозяев от созерцания не слишком привлекательного вида из окна. И разумеется, драпировки на окнах также защитят жилище от посторонних любопытных взглядов, от палящего солнца – жарким летом, а зимой – от холода и ветра.
Важно помнить, однако, что окно – выразительная архитектурная деталь, которую, возможно, вовсе не надо скрывать, а наоборот, нужно выгодно подчеркнуть и акцентировать на ней внимание. Если окно красивой, необычной формы, то его ни к чему старательно маскировать и прятать за слоями штор.
Декорирование квартиры драпировками предоставляет неограниченные возможности комбинирования материалов и тканей и дает большую свободу выбора текстур, оттенков, фасонов, аксессуаров. Порой именно декор стены, дверного проема или окна придает интерьеру определенный стиль и шарм даже при наличии в помещении непритязательной стандартной мебели.
Объем и пространственные пропорции комнат подсказывают выбор тканей для оформления, впрочем, как и общее декоративное решение. Удачный дизайн драпировки позволит акцентировать внимание членов семьи и гостей не только на самой ткани, но также на всем декоративном убранстве комнаты. А если в квартире мало интересных архитектурных деталей, то этот недостаток как раз можно восполнить с помощью оригинального решения драпировки.
Начиная осваивать искусство драпировки, следует помнить, что драпировка должна обладать такими особенностями, как стильность, практичность, неординарность и удобство при компоновке. В любом случае она должна находиться в гармонии с общим стилем интерьера.
Выбирая ткань для драпировки, нужно учитывать температурный режим комнаты, ее размеры, пропорции оконных и дверных проемов. Это так же важно, как выбор цвета, рисунка и фактуры ткани.
В комнатах с высокими потолками драпировки всегда смотрятся элегантно. Если же потолок низкий, не стоит злоупотреблять складками и пышными декоративными элементами драпировок. Такой вариант слишком надуман и претенциозен.
Ткань, используемая для драпировки, должна хорошо смотреться при любом освещении: как естественном, так и искусственном.
Например, муслиновое полотно, которым часто драпируют окна, освещенное солнечным светом, дает эффект матового стекла. А вечером такие шторы, освещенные искусственными источниками света, становятся непрозрачными и создают атмосферу уюта, комфорта и защищенности.
Нельзя экономить на ткани. Так, драпировки длиной до пола выигрывают за счет большого объема материала. Многие думают, что несколько недостающих сантиметров не слишком важны, но именно они могут сыграть решающую роль: драпировка окна или дверного проема будет выглядеть слишком короткой, если до пола не хватает даже каких-нибудь 3 см.
Для того чтобы драпировка смотрелась максимально эффектно, необходимо руководствоваться при пошиве простым правилом: готовое полотно, развернутое полностью, должно быть в 2,5–3 раза шире карниза.
Цветная отделка придает графическую завершенность драпировкам из гладкокрашеных тканей. Совсем простой материал будет казаться более изысканным, если к нему подобрать контрастную по цвету тесьму. В принципе, длинные драпировки даже могут заменить дверцы шкафа, закрыть дверной проем или утеплить входную дверь.
Ткань создает желаемый эффект, а обработка верхнего края драпировок определяет их стиль. Верхний край может быть присборенным или заложенным в складки. Тот или иной вариант оформления верхнего края бывает продиктован особенностями тканей. Защипы, например, подойдут для тяжелых длинных драпировок, а так называемые карандашные складки, расположенные вплотную по всей ширине ткани, – для легких и прозрачных материалов.
Почти скульптурную рельефность драпировкам придает подкладка. Цветная подкладка оконной драпировки интересно смотрится со стороны улицы, но сначала необходимо проверить, насколько хорошо она будет сочетаться с основной тканью штор. Плотная светоне-проницаемая подкладка, возможно, уместна в спальне или детской.
Ламбрекен – широко распространенный элемент оформления драпировок. Жесткий или мягкий, он располагается горизонтально и закрывает верхний край материала.
Карнизы и штанги – весьма важные детали драпировок. Они могут быть разных диаметров и изготавливаются из металлов, дерева, бамбука и других материалов. На обоих концах карниз ограничен набалдашниками, которые могут быть либо ничем не примечательными, либо подчеркнуто декоративными.
Современно и ненавязчиво выглядит в качестве карниза натянутая стальная струна. Подхваты поддерживают шторы по обеим сторонам окна и позволяют красиво драпировать их полотнища, когда они раздвинуты. При этом свет свободно проникает в комнату. Тесьма, шнур, металлическая цепочка, куски ткани, сложенные вдвое, – все это может послужить в качестве подхвата и смотреться интересно и оригинально.
Вообще драпировки – альтернативное традиционным шторам декоративное решение. Окно оформляется с использованием какой-то одной ткани или нескольких близких или контрастных по цвету. В зависимости от выбранной ткани многослойность занавесей создает определенную атмосферу: такая «одежда для окон» может быть как роскошной, так и довольно сдержанной.
Хорошо драпируются муслин, синтетические прозрачные ткани, материалы средней плотности. Ткани с контрастной подкладкой можно обернуть вокруг карниза, закрепив их объемным жгутом. Эффектно выглядит прикрепленное к карнизу сари яркой расцветки. Классический вариант драпировки – простой карниз, обернутый полотнищем ткани, края которого симметрично свисают по обеим сторонам окна.
Драпировки можно повесить в виде петли, а можно искусно обернуть их вокруг карниза таким образом, что края ткани упадут на пол.
Человеку, стремящемуся создать в своей квартире уют, следует помнить о том, что главным всегда является завершенность композиционного решения комнаты и не последнюю роль в этом играет именно драпировка какого-либо ее архитектурного элемента.
Если не планируется покупать ткань для плотных драпировок и решено ограничиться легкими тюлевыми, присобранный ламбрекен сделает комнату нарядной и уютной. К тюлю можно пришить контрастные оборки из гладкокрашеного шелка. Оборки можно пришивать по внешним сторонам полотнища, а можно срезать нижний острый угол, пришив оборку снизу.
Вообще, желательно иметь два комплекта драпировок: один для осенне-зимнего, другой – для весенне-летнего периода. Драпировки для зимы изготавливаются из толстой ткани, которая имеет хорошие теплоизоляционные свойства. Для летних драпировок лучше использовать тонкую, но прочную ткань, стойкую к солнечным лучам и отличающуюся нарядной расцветкой (обычно в таких случаях используют растительные мотивы: узоры в виде листочков, веточек, цветов).
Рисунок ткани необходимо подбирать в зависимости от того, для чего предназначена комната. В общей комнате драпировки могут иметь крупный рисунок, а в кабинетах и спальнях прекрасно смотрятся однотонные ткани спокойных оттенков. В детскую лучше подобрать красочную ткань с рисунком, включающим в себя сказочные мотивы. Хорошо, если тон ткани, предназначенной для драпировки, например окна или двери, гармонирует с окраской стен. Еще один момент: также очень важен выбор рисунка материала. Если комната узкая, ее лучше всего украсить драпировкой из ткани в поперечную полоску. Подобный декоративный элемент зрительно расширит стену.
Ткань в вертикальную полоску сделает потолки зрительно более высокими. Если комната небольшая, лучше не декорировать ее драпировкой с крупным ярким рисунком, она быстро наскучит хозяину. А вот мелкий цветочный или орнаментальный рисунок будет уместен в любой комнате.
Д.В.Нестерова