Инструменты Дизайн Мебель Технологии Озеленение Свой дом

РЕМОНТ ДОМА

ОБОИ
· Шпаклевание поверхностей
· Сухая отделка стен
· Виды обоев
· Выбор обоев
· Оклеивание стен обоями
· Техника наклеивания
· Стили драпировки
· Об искусстве драпировки
· Элементы драпировки
· Выбор цветовой гаммы драпировки
· Характеристика тканей для драпировки
· Драпировка стен и потолков
· Драпировка архитектурных элементов помещения
· Карнизы и багет
· Изготовление драпировки без подкладки
· Изготовление драпировки на подкладке
· Драпировки, состоящие из нескольких слоев
· Ламбрекены
· Способы обработки краев драпировки
· Драпировки на любой вкус
· Драпировки для гостиной, детской и спальни
· Драпировка кровати
· Уход за драпировками

Обучение


Изготовление драпировки на подкладке

Мой домДизайн квартиры → Изготовление драпировки на подкладке

Драпировки на подкладке защищают дорогую основную ткань от выгорания, а также придают ей объемный вид. Обычно подкладочная ткань намного дешевле портьерной, и экономить при ее покупке не стоит. Хорошая подкладка всегда оправдывает себя. Это можно заметить, сравнивая подкладочные ткани: дорогие материалы всегда более плотные, с лучшим плетением.
   С хорошей подкладкой драпировка может служить долгие годы, а вот саму подкладку нужно будет менять каждые 10 лет.
   При покупке подкладки очень важно не ошибиться в выборе цвета: она обязательно должна быть одного тона с основной тканью. Чтобы драпировка на подкладке прослужила долго, важно следить за ее состоянием – менять нижний край, как только он начнет изнашиваться, вовремя менять подкладку.
   Подкладку можно выполнить и из контрастной ткани. Если в качестве основной выбрана однотонная ткань, то подкладка с мелким рисунком, дополняющим по цвету основной, может стать изюминкой драпировки. Зачастую бывает непросто подобрать парные ткани, но в случае удачного выбора такая драпировка может стать предметом гордости хозяев квартиры.
   Если выбран фасон драпировки, подкладка которой будет видна, особенно тщательно нужно обработать края. В данном случае можно выбрать кант или декоративный шнур, чтобы закрыть край. Хорошей комбинацией основной ткани и подкладки может стать сочетание клетки и полоски. Трудно дать универсальный совет для подбора ткани. Лучше экспериментировать, полагаясь на свой вкус.
   Ниже приведены общие практические советы по изготовлению драпировки с подкладкой.
   1. Основную ткань кладут лицевой стороной вниз таким образом, чтобы припуски свешивались со стола. Тщательно расправляют материал, чтобы на нем не было складок. Отгибают припуски, скалывают их с интервалом 12–15 см и приутюживают. На припуск для нижней подгибки оставляют 16 см, потом складывают ее пополам и приутюживают.
   2. Выполняют углы так же, как при изготовлении драпировки без подкладки. Боковые и нижние подшивки должны обязательно совпасть по диагонали.
   3. Подшивают подгибки швом «козлик», аккуратно захватывая лишь одну нить основной ткани. По всей длине нижней подгибки равномерно вшивают грузики. Углы обрабатывают потайным швом. В каждый угол вставляют груз, зашитый в ткань.
   4. Сверху кладут заранее выкроенную подкладку, отгибают и приглаживают припуски.
   5. Совмещают края основной детали и подкладки и пришивают подкладку к основной ткани замковым швом два раза – сначала по самому краю подшивки, затем по границе подкладки.
   6. В зависимости от того, какой вариант крепежа выбран, верх драпировки с подкладкой может выполняться по-разному.

Драпировка с прокладкой

Эта разновидность драпировки с прокладкой помогает тонкой ткани роскошно выглядеть. С помощью прокладки драпировке можно придать эксклюзивный вид: сделать плиссе, заложить благородные складки и т. п. Кроме того, прокладка – это и дополнительная теплоизоляция дома. Льняные или хлопчатобумажные драпировки с прокладкой защищают от сквозняка гораздо эффективнее, чем отопительные приборы.
   Для того чтобы правильно подобрать нужную прокладку, желательно сделать небольшой образец будущего изделия и посмотреть, как драпируется ткань с прокладкой и без нее. Совершенно необязательно подбирать тонкую прокладку к тонкой ткани и наоборот. Большинство прокладок состоят на 90 % из хлопка и на 10 % из других синтетических волокон.
   Некоторые подкладки полностью синтетические. Натуральные лучше удерживают тепло и обычно бывают более плотными, с их помощью складки получаются лучше. Синтетические прокладки тоньше, поэтому с ними легче работать и ухаживать за ними. Однако они не так эффективны.
   Ниже приведены общие практические рекомендации по изготовлению драпировки с прокладкой.
   1. Ткань кладут лицевой стороной на рабочий стол. Выравнивают боковую сторону и нижнюю подшивку по краям рабочего стола. Расправляют ткань, чтобы не было морщин. Зажимами прикрепляют ткань к рабочему столу по периметру на расстоянии 50 см.
   2. Сверху ровно раскладывают прокладку. Отворачивают края прокладки на себя, пришивают ее по периметру замковым швом в две нити.
   3. Подравнивают края прокладки так, чтобы они точно совпадали с краями детали. Загибают, приглаживают и скалывают подшивку. Затем можно приступать к оформлению углов. Единственным отличием обработки углов драпировки с прокладкой является то, что угол толстых прокладок срезают. Боковые подшивки прикрепляют крупными косыми стежками, а нижнюю – швом «козлик». В нижнюю подгибку вставляют грузики, а угол обрабатывают аккуратным потайным швом.
   4. Необработанной осталась только верхняя часть драпировки. На материал поверх прокладки кладут подкладку так, чтобы ткань подкладки была больше обработанной детали на 10 см. Тщательно выравнивают подкладку и пришивают ее замковым швом по той же линии, по которой пришивалась прокладка. Начинают снизу и останавливаются, когда доходят до верхнего края.
   5. Подравнивают верхний край основной ткани и ткани прокладки, отгибают его на 3 см на изнаночную сторону и скалывают. Подкладка должна быть немного длиннее этих деталей. Пришивают ее замковым швом на расстоянии 3 см от края.
   6. Далее пришивают детали крепежа.

Верхняя часть драпировки и крепеж

После того как основные детали готовы, пора задуматься над тем, как будет крепиться драпировка на багет. Но это не только чисто практический вопрос. Если драпировка получилась чересчур строгая, ее верх можно украсить различными шнурами, бахромой, кистями. Можно использовать остатки ткани для того, чтобы сшить оборку или ламбрекен.
   Если не планируется раздвигать драпировку, можно выполнить верх в виде плиссировки, застроченных складок, буф. В случае если драпировка изготовлена на окно и ее планируется часто раздвигать, верх можно оформить пышной оборкой или воланом или дополнительно изготовить ламбрекен.
   При изготовлении верха можно использовать бесконечные вариации деталей: пуговицы, обтянутые тканью, блестки, бисер, ручную и машинную вышивку, декоративные швы, ленты, контрастные ткани для многослойной оборки. Любой из этих вариантов может стать прекрасным украшением, если учитывается размер драпируемого элемента комнаты, стиль внутреннего убранства помещения и функциональность изделия.

Складки, выполненные вручную

Такие складки помогают придать драпировке аккуратный, законченный вид. Если решено выбрать какой-либо из предложенных вариантов ручной плиссировки, важно обработать верх материала правильно.
   Если при пошиве не использована прокладка, вместо нее используют бортовку, которая дает возможность складкам сохранять форму. Ширина бортовки – 10–15 см, но при необходимости ее можно уменьшить.
   Бортовку следует использовать и тогда, когда прокладка не слишком плотная и изготовлена из синтетических волокон. В этом случае отрезают ту часть прокладки, которая будет заменена бортовкой, и пришивают край швом «козлик». Прикрепляют булавками бортовку вдоль верхнего края драпировки и пришивают швом «козлик», как показано на рисунке 14.

   Рис. 14. Обработка верхнего края драпировки.
 

Бортовку можно купить в специализированных магазинах, она более удобна, чем клеевая или приутюживающаяся прокладка, потому что их не всегда можно равномерно прикрепить к основной ткани.
   Для изготовления верхней части в виде складок длина драпировки с крепежом должна быть равна ее длине без крепежа. После того как закреплены прокладка и бортовка, можно закончить обработку верхнего края. Заворачивают основную ткань на изнаночную сторону, подгибают еще раз и пришивают подшивочным швом.
   Если решено использовать ручную плиссировку, ширину драпировки нужно рассчитывать еще до раскроя, так как она требует много ткани. Делают точную разметку складок и промежутков на изнаночной стороне. Закладывают и скалывают складки в двух местах – в верхней и нижней частях бортовки.
   Теперь можно приступать к шитью складок. Удаляют булавки, поворачивают ткань на лицевую сторону и делают складки. При этом машинный шов закрепляют узелками с двух сторон.

Способы ручной плиссировки

      На рисунке 15 показаны тройные, или французские, складки.

   Рис. 15. Тройные складки.
 

Эти складки придают драпировкам строгий и одновременно нарядный вид. Но надо помнить о том, что их лучше использовать для пошива изделий, которые не будут раздвигаться, или для изготовления ламбрекенов.
   Сначала намечают границы складки, помещают внутрь три пальца и расправляют таким образом, чтобы складки были ровными и одинаковыми. Прошивают каждую складку, а затем все три складки вместе у верхнего края и в нижней части бортовки. Глубина стежка должна составлять около 1 см.
   На рисунке 16 показаны инверсные складки, которые используются для придания драпировке современного вида. Также они удобны для таких изделий, верх которых необходимо регулярно чистить.

   Рис. 16. Инверсные складки.
 

Такие складки закладывают внутрь изделия и прострачивают по всей длине бортовки. Раскладывают их как встречные складки. Если сбоку остается мало места и складки накладываются друг на друга, можно заложить двойные или тройные складки. Каждую складку закрепляют с изнаночной стороны.
   Складки-«бокалы», которые показаны на рисунке 17, более объемны, чем тройные складки.

   Рис. 17. Складки-«бокалы».
 

Их можно использовать только для тех изделий, верх которых неподвижен. Идеальны они и для того, чтобы украсить менее строгие однотонные драпировки.
   Сначала прострачивают верхнюю часть изделия по всей ширине бортовки. Присбаривают складку на расстоянии 1 см ниже края бортовки. Чтобы складка держала форму, можно вырезать из плотной ткани прямоугольник, длина и ширина которого чуть меньше высоты и глубины складки, и вставить его в каждый «бокал».
   Небольшие складки-«гильзы» (рис. 18) выигрышно смотрятся на тканях с ярким рисунком, сглаживая верх таких изделий, а также подчеркивают элегантность, когда более рельефные сборки могут быть лишними.

   Рис. 18. Складки-«гильзы».
 

Такие складки застрачивают по всей ширине бортовки и наполняют прокладкой для того, чтобы складки держали форму.

Сборки

Сборки, в отличие от складок, не обязательно должны иметь правильную форму. Естественные сборки, несомненно, украсят любое изделие. Их можно дополнить разнообразными деталями: завязками, рюшами, каймой, лентами. Сборки легко сделать с помощью ленты с крючками. Это самый простой способ, который лучше всего подходит для тонких изделий без подкладки. Ленту можно пришить по верхнему краю или отступив несколько сантиметров, как показано на рисунке 19.

   Рис. 19. Выполнение сборок с помощью ленты с крючками: а – лента пришита вдоль верхнего края; б – лента пришита на расстоянии нескольких сантиметров от края.
 

После того как пришита лента, стягивают изделие до нужной ширины и вешают на карниз.
   Если есть желание присборить плотную драпировку на прокладке, то следует укоротить прокладку до того места, где будут проходить сборки. Сборки значительно уменьшают ширину изделия, поэтому следует поэкспериментировать – стежки разной длины образуют разные складки и по-разному смотрятся на различных тканях.
   Сначала разделяют изделие на несколько частей, отмечают их карандашом и присбаривают каждую часть отдельно. Затем прострачивают сборки на расстоянии 3 см от края, после чего повторно на расстоянии 3 см параллельно первому шву, как показано на рисунке 20. Для закрепления сборок с изнаночной стороны пришивают полоску ткани. Ее можно использовать и как ленту для крючков. Сначала вырезают из бортовки полоску ткани, равную ширине изделия в готовом виде. Ширина этой полоски зависит от плотности ткани и в среднем составляет 1,5–3 см.

   Рис. 20. Изготовление вручную сборок.
 

Из основной ткани или подкладки выкраивают полоску в 3 раза шире и на 4 см длиннее полосы из бортовки. Обертывают ткань вокруг полоски, заглаживают и пришивают к складкам швом «козлик» (рис. 21).

   Рис. 21. Лента с крючками, которую пришивают на изнаночную сторону готового изделия для закрепления складок.
 

Крючки следует пришивать на расстоянии 10–12 см друг от друга.

Крепеж и украшение драпировки со сборками

      На рисунке 22 показан рюш с кулиской. Такой способ крепежа позволяет сделать сборки непосредственно на штанге или струне. При этом можно регулировать их количество, раздвигая драпировку. Рюш с кулиской хорошо смотрится на тюле или легких тканях без подкладки.

   Рис. 22. Рюш с кулиской.
 

Для того чтобы правильно определить ширину кулиски, измеряют диаметр штанги, добавляют 10 % для свободного хода драпировки и делят пополам. Таким образом получается ширина кулиски в готовом виде.
   При раскрое добавляют к ширине кулиски припуски на швы со всех сторон. Заворачивают припуски внутрь и заглаживают. Прикалывают кулиску к основной части на расстоянии нескольких сантиметров от края занавески в зависимости от ширины рюша и отстрачивают по краю кулиски.
   На рисунке 23 показан верх драпировки, выполненный в виде рюши с фестонами, отделанными кантом.

   Рис. 23. Рюш с фестонами.
 

Такая отделка очень подходит для верха драпировки из ткани с цветочным рисунком. Используемые вместо крючков завязки пришивают к полосе ткани, которая закрепляет сборки.

Верх драпировки, отделанный буфами

Верх изделия, отделанный буфами, очень эффектен и одновременно может использоваться для создания совершенно различных стилей в оформлении интерьера. Например, шелковая драпировка, отделанная буфами, выглядят изысканно и роскошно. Чтобы добиться создания фольклорного стиля, надо использовать буфы для оформления верха изделий из льна или другой хлопчатобумажной ткани.
   Буфы можно выполнить как вручную, так и на швейной машине. Важно учесть, что при изготовлении буфов расход ткани в 2 раза больше.
   Чтобы сделать машинные буфы, намечают линии строчки кусочком мыла и прокладывают шов по намеченным линиям. При этом натяжение верхней нити должно быть ослаблено. После этого присобирают ткань, стянув нижние нити. Распределяют ткань равномерно. Концы ниток завязывают.
   Для того чтобы буфы были хорошо зафиксированы, с изнаночной стороны следует пришить подкладку из тонкой ткани. Пришивается она по всему периметру с помощью потайного шва.

Буфы «Соты»

      По лицевой стороне детали изделия расчерчивают кусочком мела разметку, как показано на рисунке 24, а.

   Рис. 24. Буфы «Соты»: а – разметка; б – схема соединения стежков.
 

Если ткань прозрачная, то можно приложить клетчатую бумагу и сделать разметку по ней. Квадраты могут быть различного размера в зависимости от плотности ткани. Иглой с контрастной нитью намеченные точки пересечения вертикальных и горизонтальных линий переводят на лицевую линию. Прошивают по лицевой стороне, соединяя в шахматном порядке намеченные точки, как показано на рисунке 24, б, то есть первую с первой, вторую со второй и т. д. В конце ряда закрепляют нитку, после этого приступают к прошиванию следующего ряда.

Буфы «Цветочек»

      Выполняют буфы на мягких и тонких тканях. С изнанки, как и при изготовлении буфов «Соты», делают разметку. Размеры квадрата для мелких цветочков – 1 х 1 см, хотя наиболее выигрышно на тонких тканях смотрятся цветы, выполненные на разметке 1,5 х 1,5 см. Соединение буфов производят по лицевой стороне согласно схеме (рис. 25).

   Рис. 25. Буфы «Цветочек». Схема соединения.

Иголку с ниткой следует проколоть с изнаночной стороны в середину квадрата и вывести на лицевую сторону. Сначала соединяют первые два угла, затем последующие углы. Иглу после соединения двух углов выводят на изнаночную сторону, закрепляют нить и обрезают ее. Повторяют то же самое через квадрат по горизонтали и вертикали. Если речь идет о тонком материале, лучше всего уплотнить участок, на котором будут буфы, пришив полоску из органди. Это способствует тому, что буфы будут иметь форму, а складки – располагаться ровно. Красиво будут смотреться очень длинные изделия, низ которых лежит на полу.
   Вопрос выбора длины драпировки – дело вкуса. Однако длинные изделия, кроме изысканного внешнего вида, имеют и целый ряд чисто практических преимуществ – ведь длина может уменьшиться после стирки или глаженья. Кроме того, если потолок в комнате неровный и из-за этого не параллелен полу (что очень часто встречается), то можно скрыть этот недостаток с помощью ткани, лежащей на полу. Наконец, очень длинные драпировки на окнах и дверях помогут ослабить воздействие сквозняков.

Крепеж в виде петель и завязок

Изготовление крепежа в виде завязок и петель создает неограниченный простор для фантазии – можно использовать любые материалы, а число вариантов поистине бесконечно. В данном разделе приводится лишь несколько примеров изготовления петель и завязок, которые можно сделать самостоятельно, используя нижеприведенные советы, или взять понравившиеся идеи за основу.
   На рисунке 26 изображено изделие из ткани в полоску. Петли драпировки изготовлены из остатков ткани. С помощью сочетания контрастных тканей достигается эффект шахматной доски – продолжением светлых полос являются темные петли и светлые пуговицы и наоборот.

   Рис. 26. Драпировка окна из ткани в полоску с петлями из контрастного материала.

Такие петли хороши еще и тем, что позволяют легко раздвигать драпировку и занимают мало места в раздвинутом состоянии.
   Если решено использовать для крепежа петли или завязки, надо укрепить верх драпировки бортовкой или другой плотной тканью, чтобы изделие не выглядело обвисшим. Для драпировки без подкладки потребуется дополнительная отделка, чтобы замаскировать укрепляющую ткань.
   Сначала шьют из остатков ткани петли. Их размер должен соответствовать диаметру карниза, величине рисунка и плотности ткани. Учитывают припуски на швы спереди и сзади. Закрепляют петлю сзади, отворачивают ее на лицевую сторону и закрепляют с помощью пуговицы. Пришивая пуговицу, захватывают все слои ткани.
   Крепеж драпировки, изображенный на рисунке 27, подходит для дизайна комнат в ультрасовременном стиле.

   Рис. 27. Крепеж драпировок с помощью металлических блочек: а – непосредственно к полотнищу; б – с помощью шнура.
 

Пришивают кайму по верхнему краю изделия, укрепив ее бортовкой. Пробивают металлические блочки диаметром на 1–2 мм больше штанги карниза. Во втором случае диаметр блочек составляет 10 мм. Сквозь блочки пропускают двойной шнур.
   Вместо шнура можно использовать ленты, которые продеваются в металлические блочки.
   Если изделие окантовано по периметру, то можно воспользоваться одним из трех предложенных вариантов крепежа. На рисунке 28 видно, как с помощью лент, завязанных бантом, материал для драпировки привязан к кольцам.

   Рис. 28. Крепеж изделий, окантованных по периметру: а – к кольцам на штанге с помощью лент; б – на штангу с помощью окантованных петель; в – к штанге с помощью завязок.
 

Петли окантовывают точно так же, как и основное изделие, пришивают их с изнаночной стороны, а затем, отогнув на лицевую сторону, закрепляют пуговицами.
   Притачивают завязки на одинаковом расстоянии, перекидывают через карниз и завязывают бантами с длинными концами.
   Для изготовления нарядной драпировки, представленной на рисунке 29, потребуется полоса с фестонами, равная по ширине готовому изделию.

   Рис. 29. Драпировка с фестонами.
 

Присобирают изделие, пристрачивают к нему петли из лент и полосу с фестонами. Эту драпировку можно дополнительно украсить приобретенными в магазине или сделанными самостоятельно искусственными цветами. Присобирают штору, пристрачивают к ней петли из лент и полосу с фестонами.

Завязки и зажимы

При пошиве драпировок следует прежде всего придерживаться стиля, в котором оформляется интерьер. Это в большей мере касается зажимов, с помощью которых поддерживаются изделия.
   Для офисов и комнат в нейтральном стиле подойдут классические завязки, для спален, детских, будуаров – ленты и банты.
   Зажимы и завязки несут не только декоративную, но и функциональную нагрузку. В мансардах с наклонными окнами зажимы будут удерживать драпировку у края окна.
   В настоящее время можно найти очень много разнообразных готовых зажимов и завязок, а также материалов для их изготовления (кисти, шнуры, ленты с бисером, галуном). Все это можно использовать для создания собственных неповторимых зажимов.
   Классические зажимы крепят непосредственно к стене или наличнику. Нет четких правил относительно высоты крепления завязок. Классические зажимы и завязки находятся на расстоянии 1/3 длины изделия от пола. Но этот совет не может считаться универсальным, поскольку в каждом конкретном случае лучше самостоятельно определить высоту, на которой будет фиксироваться драпировка.
   Чтобы узнать длину завязок, оборачивают сантиметром изделие так, чтобы драпировка не была слишком свободной, иначе складки могут сползти, и не слишком тугой – от этого ткань может вытягиваться и сминаться. Надо постараться расположить крюк с завязкой таким образом, чтобы он был невидим, когда драпировку распускают.
   Если драпировка подвязывается каждый день, то надо стараться не трогать изделие руками. Складки сформируются в самом начале и будут закладываться сами собой, когда застегивается завязка.
   На рисунке 30 представлен кушак, который используется для поддержки драпировки с наклоном. Комната оформлена в романтическом стиле с большим количеством бантов, драпировок, тканевых цветов.

   Рис. 30. Драпировка с наклоном, используемая для декорирования кровати.
 

Для того чтобы узнать длину кушака, обвязывают не очень туго изделие, которое он будет поддерживать, и продумывают, какой бант будет хорошо смотреться и какой длины будут его концы. Затем выкраивают деталь с учетом припусков на швы в 2 раза шире, чем шаблон. Складывают ее пополам лицевой стороной внутрь и прострачивают. В середине оставляют отверстие, чтобы вывернуть кушак.
   Укорачивают припуски до 5 мм, выворачивают и зашивают отверстие потайным швом. Затем разрезают деталь на две части, закладывают складки, как показано на рисунке 31, пришивают кольцо к одной половине и петлю из ткани – к другой. Завязывают кушак красивым узлом или бантом.

   Рис. 31. Детали кушака.
 

На рисунке 32, а изображен бант, которым можно украсить драпировку.

   Рис. 32. Бант для украшения драпировки: а – общий вид; б – деталь изделия.
 

Чтобы бант выглядел пышным, его надо выкраивать с учетом того, что в готовом виде он будет сильно присобран. Всего выкраивают 3 детали – две из них непосредственно для банта и одну для того, чтобы стянуть бант посередине.
   Размер деталей для банта определяют самостоятельно с учетом его предназначения. Скашивают боковые стороны банта под углом 45°. Складывают детали банта лицевой стороной внутрь, прострачивают по периметру, оставив небольшое отверстие (рис. 32, б).
   Обрезают припуски до 5 мм и зашивают отверстие потайным швом.
   Ленту, которая будет стягивать бант, можно обработать кантом или вырезать еще одну деталь и соединить так же, как и детали банта. Закладывают складки в середине банта, сделав несколько стежков, а сверху закрывают шов другой деталью.
   Завязка и кайма, выкроенные по косой, великолепно дополняют друг друга. Завязка, которая драпирует изделие свободными мягкими складками, должна быть довольно длинной, поскольку она прикрепляется к крайнему крючку.
   Более тяжелыми выглядят завязки в виде валиков. Чтобы изготовить валик, потребуется прокладка шириной 70 см. Длина ее будет зависеть от длины завязки.
   Сворачивают прокладку в рулон и закрепляют швом «козлик». Затем шьют чехол из ткани, которым планируется обтянуть валик. С одной стороны готовой завязки пришивают кольцо, а с другой – петельку из ткани. Поскольку такая завязка в виде валика очень массивна, ее можно украсить бутоном из ткани, который придаст ей завершенный вид.
   Для изготовления бутона из ткани можно использовать хорошо драпирующуюся ткань – шелк или ацетат. Размер выкроенной детали зависит от того, бутон какого размера требуется. Здесь приведены данные для изготовления бутона среднего размера. Отрезают полосу ткани длиной 1 м. Ширина ее должна составлять 10 см с одной стороны и 14 см – с другой. Сложив полосу по длине, прокладывают шов и присобирают полосу так, чтобы ее длина равнялась 50 см (рис. 33).

   Рис. 33. Изготовление бутона.
 

Эту полосу укладывают в форме бутона, прочно закрепляя каждый слой. Чтобы закрыть срезы, вырезают круглую деталь и прикрепляют к основанию бутона.

Д.В.Нестерова

В начало страницы