Инструменты Дизайн Мебель Технологии Озеленение Свой дом

РЕМОНТ ДОМА

ИНСТРУМЕНТЫ
· Измерительные инструменты: · Ручные инструменты: · Инструменты, используемые при строительстве и штукатурных работах
· Возведение кирпичных конструкций
· Инструменты для кровельных работ
· Кровельные работы
· Деревянные кровли
· Кровля из рулонных материалов
· Малярные и отделочные инструменты: · Малярные и отделочные работы
· Столярные и плотничные инструменты: · Строгальные инструменты
· Стамески и долота
· Столярные и плотничные работы
· Стены, перекрытия, пол
· Работа со стеклом
· Электроинструменты

Обучение


Малярные и отделочные инструменты

Мой домСтроительные инструменты → Малярные и отделочные инструменты

   Рис. 51. Разновидности кистей: а – побелочная; б – макловица; в – флейц; г – торцовка; д – ручник; е – филеночная.
 

   Рис. 51. Разновидности кистей (продолжение): ж – щетка для смывания; з – щетка для сметания; и – кисть для лака плоская.
 

   Рис. 51. Разновидности кистей (продолжение): к – изогнутая кисть для окрашивания труб парового отопления; л – прямая кисть для окрашивания радиаторов; м – навинчивающаяся кисть; н – плоская кисть.

Маховые кисти

   Выпускаются в основном больших размеров, диаметром 60 и 65 мм, с длиной волоса 100 мм. У хорошей кисти при сгибании волос должен немедленно выпрямляться, не оставляя видимой кривизны.
   Кисти в виде пучка волос, которые требуют специальной вязки, называются весовыми, кисти в патроне с ручкой – штучными. Весовые кисти после подвязки крепким шпагатом насаживают на длинную ручку – штырек.
   Любую кисть подвязывают, потому что длинный волос плохо растушевывает краску и создает много потеков. Поэтому маляры-профессионалы считают, что для клеевой окраски неподвязанный волос должен быть длиной 7–9 см, для масляной и эмалевой – 5–7 см.

Побелочные кисти

   Имеют ширину 200 мм, толщину – 45–60 мм, длину волоса – 100 мм. Эта кисть в 2,5 раза производительнее маховой и позволяет получать более чистое окрашивание.

Макловицы

   Иногда применяются вместо побелочной кисти, изготавливаются из полухребтовой щетины с 50 % конского волоса. По форме они бывают круглыми, диаметром 120 и 170 мм, с длиной щетины 94–100 мм или прямоугольными.
   Ручка макловиц крепится в середине колодки или делается съемной, на винтах. Работу макловицей выполняют со стремянки или с пола. Макловицы и побелочные кисти рекомендуется применять при клеевых и казеиновых окрасках. Обычная окраска, выполненная побелочными кистями или макловицами, не требует флейцевания.

Ручники

   Имеют небольшой размер и насаживаются на короткую деревянную ручку. Их изготавливают из чистой щетины, а также с добавлением конского волоса. Выпускаются они диаметром 26, 30, 35, 40, 45, 50, 54 мм. Ручники подвязываются шпагатом, который по мере износа кисти перемещают, увеличивая длину волоса. Последняя должна быть не более 30–40 мм.
   Применяют ручники для окраски клеевой и масляной красками небольших поверхностей. Ручники из мягкой щетины, закрепленной в металлических кольцах, пригодны для любых работ. Если щетина закреплена с помощью клея, то кисти не следует применять для окрашивания клеевыми и известковыми окрасочными составами.

Флейцы

   Это плоские кисти шириной 25, 60, 62, 76 и 100 мм, изготовленные из высококачественной щетины или из барсучьего волоса, закрепленного в металлической оправе, надетой на короткую деревянную ручку. Применяются флейцы в основном для сглаживания свеженанесенной краски, то есть для уничтожения следов от маховой кисти или ручников. Флейцы можно применять и для окрашивания.

Торцовки

   Имеют прямоугольную форму и изготавливаются из твердой щетины. Их основное назначение – это обработка свежеокрашенной поверхности. Торцовкой наносят равномерные удары, сглаживая неровности краски. Как правило, торцуют клеевые и масляные краски.

Филеночные кисти

   Выпускаются диаметром до 18 мм и изготавливаются из белой жесткой щетины, закрепленной в металлической оправе-патроне. Патроны крепят на деревянных ручках различной длины. Такие кисти предназначены для вытягивания узких полос, называемых филенками, или для окраски таких мест, куда не проходит ручник.

Валики

   По многим показателям валики значительно удобнее и производительнее кистей, особенно если речь идет об окраске больших площадей. Валиками можно не только красить, но и грунтовать.

   Рис. 52. Виды валиков.
 
   Диаметр валика – 4–7 мм, длина – 10–25 см.
   Валики бывают меховые и поролоновые. Меховой валик предварительно нужно погрузить на некоторое время в воду, от этого жесткость волосяного покрытия на нем сравняется. Следует помнить, что меховой валик не рекомендуется применять при работе с известковыми красками, известь очень быстро разрушает мех.
   Окончив работу, валики обязательно промывают в теплой воде с мылом, удаляя всю краску.

Уход за кистями

   Чтобы уменьшить износ волоса кисти, следует соблюдать следующие условия:
   – во время работы кисть необходимо периодически вращать в руках, что обеспечивает равномерный износ волоса или щетины по всей окружности кисти. Если этого не сделать, она изнашивается с одной или двух сторон. Нажим на кисть должен быть такой силы, чтобы краска хорошо втиралась в поверхность, но волос истирался как можно меньше. Чем более гладкая поверхность, тем меньше изнашивается кисть;
   – если делается кратковременный перерыв в работе масляными красками, кисти следует опустить в ведро с водой, керосином или скипидаром. Можно держать их в той же краске, которой выполняют окрашивание, или в олифе, но в подвешенном состоянии так, чтобы они не касались волосом дна посуды. Подвешивают кисти для того, чтобы они своей тяжестью не давили на волос. От давления он изгибается и в дальнейшем не расправляется, принимая уродливую, малопригодную для работы форму. Для подвешивания в ручках кистей сверлят специальные отверстия, завязывают шпагат, подвешивая кисть на крючок или гвоздь;
   – кисти с волосом в деревянных оправах не следует опускать в воду, потому что дерево набухает, клей размокает, и волос из кисти вылезает;
   – после окончания работы кисти тщательно моют сначала в керосине, скипидаре или уайт-спирите, чтобы смыть масло или краску, а затем промывают в мыльной воде. Моют до тех пор, пока вода не будет окрашиваться. После этого кисти снова промывают чистой водой;
   – особенно тщательно ухаживают за торцовками и флейцами. Их следует мыть несколько раз в день в тех случаях, когда перерыв в работе превышает 30 минут;
   – клеевые краски легко смываются чистой водой, лучше теплой или горячей. После мытья кисти отжимают, придают им форму факела и подвешивают волосом вниз. Если волос расходится, то его связывают марлей. После окраски клеевыми красками кисти рекомендуется мыть каждый день;
   – временно подвязанные кисти после работы масляными красками следует развязать и тщательно промыть, если этого не сделать, то краска засохнет под подвязкой и кисть станет не пригодной для дальнейшей работы.

Подготовка кистей к работе

   Сухой волос и жесткая щетина оставляют на поверхности грубые полосы, снижающие чистоту окраски. Поэтому кисти следует особенно тщательно готовить к работе. Новые кисти надо опустить примерно на 1 ч в воду – от этого волос и щетина размягчаются, набухают, увеличиваются в объеме и не выпадают во время окраски. Мягкие волос и щетина кладут краску ровнее и чище.
   Перед работой с масляной окраской намоченные кисти следует хорошо просушить.
   Но даже подготовленные таким образом кисти могут оставлять полосы, образуемые отдельно выступающими волосками. В этом случае кисти необходимо подровнять, то есть поработать ими 10–20 мин на грубой штукатурке, бетоне или кирпиче, смочив их в воде или краске. Выравнивать кисти путем обжигания не рекомендуется, так как при этом может сгореть наиболее ценная часть щетины.

Работа маховыми кистями

   По мере использования кисти ее волос истирается и становится короче, работать ею менее удобно. Тогда подвязанную часть кисти немного отпускают, то есть развязывают шпагат, освобождая волос на нужную длину. При этом не следует сильно ослаблять шпагат, чтобы не допустить выпадения волос.
   Кисть опускают в окрасочный состав только неподвязанной частью волоса, излишки отжимают от края посуды. Кистью надо работать так, чтобы были равномерные взмахи и краска ложилась ровными, тонкими слоями.
   Кисть необходимо периодически вращать в руках, чтобы она срабатывалась равномерно со всех сторон и приобретала форму факела, а не лопаты.
   Если нажимать на кисть во время работы слабо, то краска ложится узкими полосами, часто толстым слоем. При сильном нажиме на кисть краска стекает, образуя потеки, но ложится тонким слоем. Поэтому надо сначала на кисть сделать небольшой нажим, а по мере расходования краски нажим увеличивать.
   Во время окрашивания кисть следует держать перпендикулярно или с небольшим наклоном к окрашиваемой поверхности.
   При окрашивании маховой кистью краску можно наносить как горизонтальными штрихами, так и вертикальными, хорошо их растушевывая. Лучше всего работу вести следующим образом. Окрашивая стены, краску наносят сперва горизонтальными штрихами, а затем движениями по вертикали ее дополнительно растушевывают. В этом случае лучше всего работать вдвоем: один наносит краску горизонтальными штрихами, второй тут же растушевывает ее вертикальными.
   Краску, нанесенную кистями, можно выравнивать, как бы припудривая тонким слоем краски с помощью краскопульта или пульверизатора пылесоса.

Работа ручниками

   Перед тем как приступать к работе, ручники необходимо подвязать, оставляя длину волоса примерно на 4–5 см, затем хорошо перемешать краску палкой.
   Краску набирают небольшими порциями, погружая в нее кисть на 1–2 см. Избыток краски отжимают о мешалку или край посуды.
   Краску наносят широкими, ровными мазками. Сначала растушевку ведут в одном, затем в другом направлении. Принятый порядок растушевки следует соблюдать до окончания всей окраски в одном помещении.
   Во время работы краску тщательно растушевывают кистью, штрихи наносят как можно тоньше, чем добиваются втирания ее в поры поверхности и лучшего сцепления с грунтом.
   По деревянной поверхности масляную краску растушевывают в следующем порядке: при окраске за 1 раз вдоль волокон дерева желательно по направлению к окну; переплетов – по длине брусков; крыши – вдоль ската от конька к желобам. При окрашивании за 2 раза первый слой растушевывают по дереву поперек волокон, а при хорошей шпаклевке – поперек света, падающего из окна.

   Рис. 53. Окраска поверхности.
 
   Если окраска выполняется за 3 раза, то первый слой растушевывается в том же направлении, как и последний. Нешпаклеванные полы окрашивают по длине досок.

Отводка филенок

   Филенкой называется узкая полоска краски шириной от 5 до 30 мм, которые проводят по стыку двух красок разного цвета, например отделяя панель от верха стены. Она не только закрывает неровности двух стыкуемых красок, но и придает помещению законченный вид. По своему цвету филенка должна гармонировать с общей краской, подчеркивая ее и резко не выделяясь.
   Филенку или проводят по ровно отбитой линии с помощью шнура, который натирают мелом или сухой краской, чаще всего ультрамарином или охрой. Для работы применяют филеночную кисть нужного диаметра, круглую или плоскую. Отводку выполняют по линейке, у которой с двух сторон сняты фаски. Линейку прикладывают точно по отбитой линии фаской к стене, чтобы предупредить затекание краски под линейку.
   Линейку прочно прижимают к стене, чтобы во время работы она не смогла сдвинуться. Филенка должна иметь одинаковую длину и цвет. Поэтому надо кисточку систематически смачивать в краске, отжимать ее излишки, приставлять к линейке и, равномерно нажимая, отводить ровную линию, а это требует соответствующих навыков.
   Для отводки филенок применяют клеевые масляные краски. Если, например, на панели масляная, а наверху стен клеевая краска, филенка отводится клеевой краской; если же наверху стен масляная краска, филенка вытягивается масляной краской. Краски применяют более жидкие. Масляные разбавляют скипидаром, клеевые готовят на обычном клею. Но гораздо лучше, когда сухие краски разводят на квасе или пиве. Такие краски ровнее ложатся на поверхность.

Флейцевание и торцевание

   Их производят для того, чтобы удалить грубые полосы, выровнять окрашенную поверхность.
   После флейцевания краска становится гладкой, ровной, без просвечивающих мест, а после торцевания – шероховатой, состоящей из мельчайших бугорков.
   Флейцевание осуществляется следующим образом: правой рукой берут флейц, а левой – сухую тряпку и легким нажимом на инструмент, так чтобы волос кисти слегка касался поверхности, сравнивают полосы нанесенной краски. Окраску под флейцевание выполняют без пропусков, тщательно растушевывая краску. Постепенно волос флейца пропитывается краской, и его периодически надо протирать чистой краской, отжимая излишки, только после этого он становится пригодным к дальнейшему применению. Мокрыми флейцами работать нельзя, потому что они не выравнивают краску, а как бы размазывают ее. Желательно пользоваться двумя-тремя флейцами поочередно, меняя их. Сильно пропитавшиеся краской флейцы нужно хорошо промыть и обязательно просушить.
   Для торцевания краску приготавливают немного гуще, чем для обычной окраски. Если она будет жидкой, то после торцевания начнет стекать, а это придает поверхности некрасивый вид. Техника торцевания состоит в том, что правой рукой берут торцовку, левой – чистую тряпку и по свежеокрашенной поверхности наносят слабые удары торцовкой.
   Кисть-торцовка должна только слегка касаться своим волосом краски. От ударов краска разравнивается, образуя на поверхности фактуру под шагрень. Торцовкой надо наносить удары одинаковой силы, что дает возможность получить ровную фактуру. Если сила удара будет меняться, то на поверхности краски могут образовываться отдельные пятна. Также нельзя наносить торцовкой удары по одному и тому же месту более 2 раз. Это приводит к образованию всевозможных пятен. Торцуя, надо следить, чтобы не было пропусков и каждый удар приходился рядом с ранее обработанной поверхностью.
   От намокания волоса торцовки ею плохо работать, поэтому ее надо вытирать тряпкой, а после каждого дня работы промывать, протирать и просушивать.

Работа валиками

   Кроме самого валика, для работы необходимы ванночка или ведро с установленными в них отжимными сетками для снятия излишков краски, набираемой валиком. Валики производительнее кистей. Ими можно грунтовать и окрашивать различные поверхности клеевыми, известковыми и масляными красками. Валиком невозможно окрасить стены в углах, около наличников и плинтусов. Поэтому такие места следует предварительно покрасить любой кистью и хорошо растушевать краску.
   Валик опускают в краску и прокатывают им по сетке. Отжав излишек краски, его приставляют к поверхности стены или потолка и ведут в нужном направлении: на стенах сверху вниз, на потолках по направлению световых лучей. Окрашивая стены сверху вниз, затем снизу вверх, накладывают полосы краски одна на другую, так чтобы они перекрывались на 5 см. Вначале валик наносит более толстые слои краски, в этом случае по одному и тому же месту надо прокатить его два или более раз. По мере расходования краски силу нажатия на валик увеличивают. Окрасить стены можно за один прием вертикальными полосами или за два, когда сначала наносят горизонтальные, затем вертикальные полосы.
   Иногда краску наносят на поверхность кистями, хорошо растушевывая, а потом прокатывают валиками, разравнивая ее, получая при этом ровную окраску. Валиком не только окрашивают, но и грунтуют поверхности. Грунтовку желательно применять подкрашенную, то есть такого же цвета, как и краска. Срок службы валиков весьма большой. Валиком из высококачественного меха можно окрасить более 3 км2 различных поверхностей.

В.М. Востриков

В начало страницы