Основные принципы создания композиций настроения
Расскажем о том, как следует составлять композиции настроения, какие материалы используются для них, какова внутренняя геометрия композиций из разного рода растений, как их нужно размещать в интерьере и для какого именно интерьера подойдет та или иная композиция.
Место, где вы намереваетесь «поселить» свое детище, во многом определяет его размер, цвет, особенности геометрического решения, фактуру подбираемых для него растений и общий настрой всей композиции.
Так, если хотите украсить большой зал, соответственно, и размер композиции должен быть крупным. Задумав поместить на краю своего рабочего стола композицию из бутонов и сухоцветов, определяйте ее размеры, исходя из существующих возможностей.
Композиции настроения можно условно разделить на насколько видов по размеру и местоположению.
Так, наиболее крупными представляются композиции, служащие украшением самых больших помещений, например конференцзалов и актовых залов, школьных классов, залов заседаний и т. д.
Следующими идут композиции для рабочих кабинетов, комнат, дач.
И наконец, наименьшие по размеру – композиции, предназначенные для какой-то конкретной комнаты, например спальни или домашнего рабочего кабинета, детской и т. д.
Помимо размера помещения, в котором вы собираетесь разместить композицию, большое значение имеет то, для кого она предназначена, в каких отношениях вы находитесь с этим человеком, или же вы собираетесь украсить помещение независимо от того, кто в не будет находиться.
Возможно, это подарок на день рождения, по поводу годовщины вступления в должность, с повышением, в связи с бракосочетанием, рождением ребенка и т. п. Для каждого из этих и множества других ситуаций вид композиции будет иным.
Таким образом, при составлении подобных композиций учитывайте прежде всего адресата. Если хотите составить подарочную композицию, подумайте, какие именно компоненты подойдут для нее. Ведь своим подарком вы хотите выразить личное отношение к адресату и угодить его вкусу, значит, выбирайте соответствующий декор.
Вы можете выполнить символическую композицию, в которой каждая составляющая будет означать какое-то из качеств адресата или же весь замысел целиком будет иметь какое-то особенное значение.
Оформление композиций означает прежде всего рациональное размещение растений и соответствующую каждому растению обработку. При этом сами цветы, сопутствующие им соцветия, злаки, корневища, стружка и т. д. и сосуд для композиции должны находиться в гармоничном единстве, которое, однако, обязано подчеркивать неповторимость и единственность каждой составляющей.
Познакомимся с основными правилами составления композиций, компоновки цветов и соцветий, ветвей и частей растений, и вы сможете произвольно комбинировать компоненты и составлять их по своему желанию.
Прежде всего запомните, что рыхлые композиции всегда более предпочтительны, чем плотные. Что это означает? Скученность композиции дает возможность увидеть только первый, близкий ряд цветов, в то время как растения, расположенные внутри букета, закрыты для обозрения, поэтому сама идея композиции как украшения интерьера, призванного давать эстетическое наслаждение, теряет смысл.
Поэтому, пожалуй, наиболее важно обладать чувством геометрического расположения, своеобразной асимметрии, которая позволит скомпоновать выбранные элементы таким образом, чтобы показать каждый из них во всем его своеобразии, выпукло и интересно.
Головки цветов не должны располагаться в одной плоскости. Такой букет будет лишен красоты и симметрии. Не стоит сосредоточиваться на одном цвете, так как все составляющие композиции сольются, потеряв свою индивидуальность.
Смело сочетая цветы и соцветия различных оттенков, декорируя их плодами и ягодами, злаками и корневищами, вы получите замечательную возможность показать не только свои способности художника-флориста и дизайнера, но и хороший вкус, что может быть оценено, например, если вы делаете подарок начальству.
Не рекомендуется использовать стебли одной длины, так как это не позволит всем растениям быть доступными для обозрения и лишит возможности созерцать всю композицию целиком, оценить весь замысел сразу, отчего эффект, который вам хотелось бы произвести, потеряется.
Используя же различную длину, вы сделаете работу доступной для единого взгляда и всестороннего обозрения, добьетесь, что идею композиции легко воспримут окружающие. А не этого ли мы добиваемся в своем творчестве?
Не следует допускать перекрещивания вертикальных стеблей, соломин и черенков. Это вызовет эффект ряби в глазах и, вместо того чтобы приносить успокоение уставшему взгляду, радость созерцания и желание смотреть на композицию еще и еще, вы получите обратный результат.
Колючие или острые ребра и части растений по возможности не должны присутствовать на переднем плане – это может вызвать ощущение агрессивности и оттолкнуть взгляд, даже как бы «ранить» его. Неприятное впечатление могут произвести резкие изгибы растений и стеблей или торчащие кверху концы обрезанных веточек.
Крупные округлые цветы и соцветия не должны быть обращены друг к другу или вниз, а тем более свисать. Это закроет их от взгляда, выставив на поверхность ножку и завязь соцветия, а вам требуется как раз обратное.
Очень важно, чтобы дополнительный декор и аксессуары (зелень, листья, ягоды) соответствовали основным цветам композиции, их характеру.
Не стоит прибегать для оформления композиций к зелени для украшения букетов, которая широко продается в настоящее время, она стала настолько привычной и банальной, что может «уничтожить» любой букет.
Лучше воспользоваться любой нетривиальной добавкой – несколькими колосьями злаков, небольшим фрагментом мха, засушенной веткой с ягодами и т. п.
При этом помните, что дополнение, которое вы подбираете к растениям, должно соответствовать им по настроению и размеру. Так, нелепо будет смотреться небольшая композиция из лесных цветов, к которой добавлены крупные ветви или листья, и наоборот, большая праздничная композиция просто «раздавит» своим величием колоски и стебли полевых трав.
Далее проследите, чтобы головки цветов не исчезли в декоративной зелени и излишне пышном оформлении ветвями и стеблями. Нехорошо, если легкие злаки возвышаются над массивными цветами, а вьющиеся и ниспадающие части располагаются возле стеблей у основания композиции.
Чтобы составить радующую глаз асимметричную композицию, нужно брать нечетное количество цветов. Количество же добавлений может быть и четным в зависимости от того, как они располагаются и какую задумку оформляют.
Большое значение имеет то, будет ли стоять созданная вами композиция у стены или же в центре, либо близко с центром помещения. Вазы и сосуды с композициями, предназначенными для того, чтобы находиться у стены, должны оформляться с предпочтением фасадной стороны.
Если же композиция будет украшать середину помещения, например стоять между диванами и креслами или на столе, цветы должны быть расположены таким образом, чтобы выглядели одинаково привлекательно со всех сторон.
Ваза и сосуд с цветами будут привлекательны только в том случае, если выдержите пропорции, восходящие к так называемому «золотому» сечению. Оно было выявлено одним из художников эпохи Возрождения. «Золотое» сечение лежит в основе всех геометрических построений, произведений искусства, даже в основе строения человеческого тела.
При этом предметы, части или составляющие, расположенные соответственно «золотому» сечению, наиболее благоприятны для глаз, воспринимаются естественно и притягивают взгляд.
Поэтому стоит учитывать принцип «золотого» сечения в своей композиции. По возможности, придерживайтесь следующих параметров:
высота букета: высота вазы – 5:3;
ширина букета: ширина вазы – 5:3;
общая высота: высота вазы – 8:5.
Если хотите составить композицию в плоской вазе или любой другой посуде, то самый высокий цветок должен быть вдвое выше длины или диаметра вазы.
При аранжировках тяжелые, темные оттенки цветов, соцветий и растений располагайте внизу, у края посуды, чтобы создалось впечатление плавного перехода от темного к светлому, и именно снизу вверх, так как такой порядок следования оттенков соответствует расположению цветовой гаммы, к тому же темные цвета в основании композиции придадут ей вид законченности и основательности, продуманности.
Светлые оттенки, бутоны, ажурные ветви помещайте в верхней части композиции, чтобы создать впечатление прозрачности, завершенности, плавности перехода цветов, единства задуманного.
Крупные и плотные части композиции, например листья, размещайте у края вазы.
Самым главным правилом для вас должно стать следующее: никогда не заполняйте посуду в полном объеме. Это означает, что цветы, соцветия и все дополнения должны располагаться в посуде свободно, а не втискиваться в нее.
Помните, что принцип «чем больше, тем лучше» годится для чего угодно, только не для композиций из цветов.
Нужно иметь в виду, что не все цветы нуждаются в активной аранжировке. Существуют такие из них, для соседства с которыми достаточно всего одного или двух дополнительных компонентов.
Богатая традиция творчества славянских народов дает нам большие возможности использования поделок мастеров, посуды и разнообразных емкостей.
Так, например, всемирно известные марки фарфора (гжель, дулевский, кисловодский), стекла, керамики и других промыслов можно использовать для композиций в этническом духе, которые замечательно дополнят дизайн квартиры или дачи.
Можно использовать подобные композиции вместе с поделками народных мастеров, например, при декорировании кухни (обои и плитка, окрашенные в различные, подобранные по тону оттенки пород дерева, корзины и лозы, посуда из керамики и соломки, ухватки и кукла на чайник, расшитые кружевом или тесьмой, и т. д.).
Для такого оформления подойдут разнообразные сухоцветы, колосья злаков, засушенные травы (кстати, вы можете совместить приятное с полезным, декорировав кухню композициями из трав и растений, которые могут пригодиться в хозяйстве, и трав, известных своим лечебным и оздоравливающим эффектом).
Помимо посуды, используйте при составлении композиций кружево, вышивки, салфетки, поделки, выполненные народными мастерами, свечи, четки и т. п. (например, можно поместить в желтовато-зеленой керамической вазе небольшого размера несколько веточек вербы, обернутых в лист из старого требника со стершимися промасленными краями).
Широкий спектр подобных вещей позволяет при активном полете фантазии проявить свой творческий потенциал, украшая жилье, а также дает возможность делать друзьям и знакомым подарки, подобных которым вряд ли удастся сыскать.
Например, подаренная подруге на день рождения композиция из сухих полевых цветов, помещенная в посуду из лозы, доставит той эстетическое наслаждение дарами природы.
Несмотря на то что мы пытаемся создавать композиции с использованием чисто русских национальных элементов, основа все же должна исходить из правил составления букетов в японской традиции.
Так, композиция должна составляться по правилу «трех плоскостей»: три основные составляющие символизируют небо, человека и землю. Благодаря оптической связи концов этих трех компонентов создается треугольник с неравными углами.
«Небо» – важнейший элемент, от направления и динамики которого зависит эффект всей композиции. «Человек» должен служить опорой «небу» и соответствовать ему по форме и направленности. «Земля» уравновешивает композицию, если она односторонняя, тем, что всегда противоположна другим составляющим.
Длина этих ветвей строго определена, но расположение произвольно. Длина основной составляющей – полторы высоты и ширины вазы без части, погруженной в воду, длина второй составляющей – 3/4 высоты первой, длина третьей – 1/2 высоты первой.
Для декорирования всей композиции служат вспомогательные ветки и цветы. Основную роль играет подбор цветов. Таким образом, основу композиции составляют сочетание линий и красок.
Чтобы части растений заняли в вазе желаемое положение, их изгибают и фиксируют под нужным углом. Часто для того, чтобы подчеркнуть красоту цветущей ветви или соцветия, часть листьев удаляют.
Иногда части растений сначала подвергают специальной обработке. Так, например, осенние ветки вымачивают в концентрированном растворе сахара, благодаря которому они становятся глянцевыми и дольше держатся, потому что воздух не проникает в капилляры, а вода лучше всасывается.
В стебли кувшинок впрыскивают настой майорана, чтобы они оставались открытыми и дольше сохранялись. Маргаритки с этой же целью обрабатывают солью.
Источающие сок и восприимчивые к бактериям растения (розы, георгины, пионы) обрезают под водой, после чего концы стеблей на 10 минут погружают в уксус или спирт.
И еще одно: никогда не забывайте о том, какое влияние оказывают цвет и запах растений на организм человека. Ведь своим подарком вы можете навсегда отпугнуть от себя близкого человека, если композиция окажется слишком возбуждающей для зрения, запах – чересчур сильным и резким.
Помните, что многие дикорастущие растения являются аллергенами. Если знаете, что человек, для которого предназначается ваша композиция, страдает аллергией, используйте только хорошо просушенные растения, уже утерявшие запах.
И даже если аллергической реакции не наблюдается, дарить композиции, в которые включены резко пахнущие растения, не рекомендуется (тем более выставлять их в помещениях, где подолгу бывает много людей) – это может вызвать головную боль и ухудшение самочувствия.
Галида Султанова