Фиксирующие средства
Для фиксации веточек, цветов, соцветий и других растений, входящих в икебану, существует множество средств. В первую очередь следует упомянуть те из них, которые предназначены для флористов-профессионалов и которые можно приобрести, соответственно, в специальных магазинах.
В первую очередь это различные полимерные губки. Они не только удобны и просты в использовании, но и по-своему многофункциональны, то есть их можно применять для фиксации композиций как из живых цветов, так и из засушенных.
Эти губки по внешнему виду слегка напоминают кусок мелкопористой пемзы и достаточно плотны наощупь, но, в то же время, вы без особого труда сможете уменьшить слишком большой кусок губки, если он не умещается в вазу или кашпо.
Чем хороши такие фиксаторы – так это тем, что в магазине вам предложат широкий выбор самых разных губок. Есть губки «погрубее» – для композиций из веток или из цветов с длинными стеблями, словом, для «массивных» композиций, которые нуждаются в более плотной фиксации. Есть и более «легкие» губки для букетов и композиций из живых цветов – как оранжерейных, так и полевых.
Помимо этого, вы можете купить губку-фиксатор любого цвета, в зависимости от того, какого цвета будет ваша композиция и в какую вазу вы ее захотите поместить. Выбор цветов необычайно широк – от болотного и травянисто-зеленого до графитного, серого и даже белого. Поэтому можно без труда добиться полной незаметности губки на фоне вазы, кашпо или основы для выбранной икебаны.
Но даже если вы не смогли подыскать губку нужного вам цвета – не беда, цвет можно подкорректировать самостоятельно. Так, если основой вашей композиции, предположим, является березовая кора, вы можете черной акварельной краской нанести штришки на белую губку так, что она станет совершенно незаметной на фоне коры. Или, предположим, вы решили поместить цветочную композицию в прозрачную вазочку из цветного стекла – смело придавайте белой губке нужный оттенок.
Единственный недостаток таких самостоятельно окрашенных губок заключается в том, что вам потом нужно будет это учитывать и увлажнять их очень аккуратно, чтобы краска не смылась и не полиняла.
Итак, предварительно подготовив губку, можно приступать непосредственно к составлению композиции. Отрезав нужный вам кусок губки, ее следует поместить в вазу. Заранее проделывать отверстия и углубления не обязательно. Вы просто втыкаете растения в губку в выбранное место под нужным углом, и все. Стебель проделает в губке канал как раз такого диаметра, который требуется для того, чтобы растение держалось плотно и не болталось.
Если вы составляете композицию из живых цветов, губчатые фиксаторы окажутся как нельзя более кстати. Для того, чтобы Ваша композиция дольше радовала вас своей свежестью, просто почаще поливайте губку: ее пористая структура хорошо удерживает влагу и «передает» ее растениям. Если же вы составили композицию из засушенных растений, то проблема полива отпадает сама собой – вам это просто не нужно.
Помимо полимерных губок, в магазинах иногда можно «встретить» и еще одно средство фиксации – специальные гранулы. Они изготовлены из особым способом обработанной целлюлозы и используются, главным образом, для укрепления композиций из живых цветов.
Гранулы следует засыпать в вазу и полить водой. Вода впитается, и гранулы разбухнут, достаточно плотно заполнив внутреннее пространство вазы. После этого можно уже составлять композицию – стебли цветов будут плотно закреплены разбухшей целлюлозой.
Для того, чтобы композиция дольше сохранилась, можно, заливая в вазу воду, добавить в нее специальное средство для того, чтобы цветы дольше сохраняли свежий вид.
Гранулированные фиксаторы для цветочных композиций удобны тогда, когда букеты составляются в высокой прозрачной вазе – в этом случае наполнитель не так заметен. Но у такого способа фиксации есть и свои минусы. Это, в частности, необходимость постоянно следить за тем, чтобы наполнитель был влажным. Ведь, если гранулы пересохнут и слипнутся, вам крайне непросто будет потом разобрать свою икебану и вынуть этот фиксатор из вазы. Может быть, именно из-за этого данный фиксатор не пользуется особой популярностью и его не так-то часто можно увидеть на прилавках магазинов?…
Кроме полимерных губок и наполнителей для ваз, в настоящее время для фиксации цветочных композиций широко используется специальная гибкая крупно– и мелкоячеистая сетка, которую вставляют в вазу. За счет того, что сетка легко трансформируется и принимает форму того сосуда, в который ее поместили, вы можете использовать ее тогда, когда ставите икебану в вазу какой-нибудь фантазийной формы. Все, что от вас требуется – это просто немного скомкать сетку и поместить ее в горлышко вазы.
Используя для закрепления стеблей сетку, вы можете не опасаться пораниться, так как специальные фиксирующие сеточки, как правило, покрывают полимерным составом, который и предохраняет руки от ранок и царапин.
Вообще-то, современных материалов для закрепления цветочных композиций – великое множество, постоянно разрабатываются и предлагаются потребителям всевозможные новинки, и в каждом специализированном магазине вам не только предложат широчайший их выбор, но и предоставят подробнейшую профессиональную консультацию по этому вопросу.
Если же под рукой не оказалось специальных фиксирующих средств, заблаговременно купленных в магазине, для составления композиции можно воспользоваться другими фиксаторами, которые обязательно найдутся в каждом доме. Эти методы, если можно так выразиться, «прошли проверку временем» и многие флористы-профессионалы в начале своей творческой карьеры широко их использовали.
К таким средствам для фиксации флористических композиций можно отнести проволоку, клей, пластилин, лейкопластырь, нитки, песок, пенопласт, пробку и др.
Превосходным и простым вспомогательным средством для укрепления составляющих композиции является мелкоячеистая сетка типа рабицы из металлической проволоки, которую нужно вставить в вазу.
Все, что требуется в данном случае, – продеть стебли растений сквозь отверстия в сетке.
Ветви деревьев и кустарников с ягодами не нужно глубоко погружать в воду, чтобы ягоды не попортились. Для них вместо воды лучше использовать влажный песок и смачивать его по мере высыхания.
Песок подойдет и для фиксации других растений, стебли которых имеют тенденцию к быстрому заиливанию и загниванию (этот совет для тех случаев, когда вам нужно добиться долгого хранения композиции).
С помощью клея можно фиксировать композиции, форма которых неожиданна или необычна (асимметричные, сложные). Существует возможность приклеивать стебли растений друг к другу или к какой-либо основе.
Одно из самых доступных и действенных средств для фиксации составляющих икебаны – обыкновенный детский пластилин. Его несложно приобрести в нужных количествах. Он может быть использован как для воздушной фиксации, так и в качестве основы или опоры композиции, в которой будут укреплены ее составляющие.
Единственный недостаток этого материала – плавкость при высоких температурах. Поэтому в жарких помещениях (с сильным отоплением или непроветриваемых) держать композиции, составляющие которых закреплены пластилином, не рекомендуется.
Еще один материал широко применяется при составлении композиций – проволока. Ее мягкость и мобильность позволяют варьировать способы соединения любых растений. Ею можно закреплять стебли растений, можно изготовить что-то наподобие сетки с гнездами, для стволиков, и т. д.
Существует еще один фиксирующий материал, специально не приспособленный для составления композиций, но используемый довольно часто. Речь идет о медицинском лейкопластыре. Благодаря его склеивающей способности стебли и листья растений могут быть довольно прочно соединены друг с другом.
Чтобы пластырь не был виден, склеивайте растения в их нижней части либо приобретите цветной пластырь или окрасьте его сами.
Помимо всех вышеперечисленных средств фиксации, в ходу у флористов обыкновенные нитки. Ими связывают при необходимости части композиции.
Пенопласт – одно из самых лучших средств фиксации растений. Особенно хорош он в качестве основы, в которой укрепляются составляющие части композиции. Отверстия в нем сделать довольно легко и вставить стебли в слой пенопласта не составит труда.
Еще одно средство, которое можно применять в качестве основы композиции, – пробка. Однако она не столь доступна, поэтому прибегают к ней довольно редко.
И наконец, еще одно средство фиксации. Это мох. При работе с ним нужно запомнить несколько правил:
1. Концы одревесневших веток перед накалыванием нужно заострить, как карандаш.
2. Очень толстые ветки надо расщепить.
3. Мягкие веточки нужно срезать по прямым углом.
4. Очень тонкие стебли связывают вместе, чтобы они лучше держались.
5. Чтобы мох лучше держался, его прикрепляют ко дну посуды глиной или пластилином.
6. Мху нужно придать полусферическую форму, соединив несколько фрагментов, затем обмотать тонкой проволокой и зафиксировать на краях посуды, загнув кончики проволоки.
7. Готовая композиция должна оставлять впечатление, что все цветочные стебли растут из одной точки.
8. После завершения оформления низкую вазу или плошку с моховой подушкой заполняют водой и оставляют на несколько дней. Необходимо часто доливать воду и увлажнять подушку, так как плоские вазы вмещают мало воды.
Можете прикрыть моховую подушку широким темным листом или несколькими мелкими.
Кроме моховой подушки, для закрепления можно использовать специальные держатели из пластмассы или керамики.
Галида Султанова