Инструменты Дизайн Мебель Технологии Озеленение Свой дом

РЕМОНТ ДОМА

ЖАЛЮЗИ
· Виды ставен
· Инструменты
· Древесина
· Пиломатериалы
· Пороки древесины
· Виды работ
· Дополнительные крепления
· Склеивание деталей
· Ставни-шторы
· Простые внутренние ставни
· Виды навесов
· Строительство временных навесов
· Декоративные навесы
· Жалюзи в интерьере
· Выбор цветовой гаммы жалюзи
· Виды жалюзи
· Краткая характеристика материалов для изготовления жалюзи
· Самостоятельное изготовление жалюзи
· Уход за жалюзи
· Рольставни
· Инструменты для резьбы по дереву
· Виды резьбы

www.rembud.ru


Инструменты для резьбы по дереву

Мой домМебель → Инструменты для резьбы по дереву

 Деревянные ставни и навесы будут выглядеть еще более оригинально, если их украсить резьбой. Однако выполнение этой работы потребует от мастера определенного навыка. Кроме того, для этой работы потребуются специальные инструменты.

Инструменты

Для резьбы по дереву понадобятся нож-косяк, различные виды стамесок и долото. Нож-косяк уже был описан выше, об остальных инструментах будет крастко рассказано в данном приложении.

Прямые стамески

Для резьбы по дереву используются прямые стамески, которые различны по ширине полотна (рис. 65). В зависимости от назначения ширина полотна может быть от 3–5 мм до 55–60 мм. Наиболее распространенные полотна не выходят за границы 7–30 мм.

   Рис. 65. Прямая стамеска.
 
   

Толщина полотна также может быть различной – от 1 до 5–7 мм в зависимости от ширины полотна. Толщина самой фаски варьируется от 5 мм до 15 мм. Прямые стамески, как правило, только однофазные. Прямые стамески используются для вырезания углублений различной формы, выравнивания плоскости поверхности.

Полукруглые стамески

Более специфичными для резьбы по дереву представляются полукруглые стамески (рис. 66). Они необходимы там, где нужно сделать углубление полукруглого профиля или плавные линии, которые с помощью прямых стамесок сделать невозможно. Основное различие между полукруглыми стамесками состоит в ширине полотна и в радиусе его окружности, а также в величине радиуса: чем меньше радиус, тем больше глубина данной стамески. В зависимости от этого полукруглые стамески делятся на крутые, отлогие и глубокие, или церазики.

   Рис. 66. Полукруглые стамески.
 
   

Для начинающего резчика достаточно иметь 2 полукруглые стамески с шириной полотна примерно 10–12 мм, одна из которых должна быть крутой, а другая – отлогой. Крутую стамеску используют для удаления древесины и выборки углублений. Отлогая стамеска необходима для обрезания контуров фигур в орнаменте.

Угловые стамески

Различия между угловыми стамесками заключаются в ширине полотна и величине непосредственно самого угла (рис. 67). Угол стамески может колебаться от 45 до 90°. Основное использование угловых стамесок сводится к выборке углублений и нанесению контура первоначального рисунка по линиям карандаша, которые при работе быстро затираются и становятся незаметными.

   Рис. 67. Угловые стамески.

Стамески-клюкарзы

Существует еще одна разновидность стамесок, которые называются клюкарзами (рис. 68). Такие стамески делятся на несколько видов: прямые, полукруглые и угольные. От других стамесок они отличаются изогнутой формой полотна. Также различие заключается в ширине полотна. Полукруглые клюкарзы еще различаются по радиусу, а угловые – по величине угла. Немаловажными представляются характер и величина изгиба. Основное использование таких стамесок сводится к выборке древесины в труднодоступных местах или на достаточно большой глубине – там, где невозможно использовать обычную стамеску. Для резьбы по дереву необходимо несколько узких клюкарз: прямая, глубокая, полукруглая и угольная.

   Рис. 68. Стамески-клюкарзы.

Долото

Долото (рис. 69) внешне очень похоже на стамеску, однако используется по-другому. Долото – долбежный инструмент, и применяется только в комплексе с деревянным молотком – киянкой. Это более массивный и крупный инструмент, предназначенный для более грубой работы. О киянке более подробно говорилось выше.

   Рис. 69. Долото.
 
   

При работе с острым инструментом во избежание несчастных случаев необходимо соблюдать меры предосторожности. Одно из правил заключается в том, что необходимо хорошо закреплять заготовку во время работы, а не использовать руку в качестве фиксатора. При работе нужно направлять движение инструмента от себя, а не на себя.

Организация рабочего места

Удобнее всего работать на верстаке. Однако, если его нет, можно использовать обычный стол. Поверхность стола не должна быть низкой, чтобы не сутулиться при работе, или высокой, из-за чего слишком быстро будут уставать руки. Необходимо позаботиться об освещении. Свет должен падать с левой стороны, чтобы тень от резца не мешала видеть орнамент или рельеф изделия, и не должен слепить при работе. Желательно среднее, мягкое и рассеянное освещение, которое не будет напрягать глаза и даст возможность увидеть игру светотеней на рисунке.

Основные приемы работы

При выборе бруска древесины нужно ориентироваться на текстуру древесной породы. Так, древесина со слабо выраженной текстурой хорошо подходит для рельефного рисунка.
   Древесные породы с ярко выраженным текстурным рисунком преимущественно используются в тех случаях, когда текстура является самостоятельным художественным элементом. Рисунок накладывается не поверх текстуры, а призван лишь подчеркнуть красоту природного орнамента.
   Выбранный рисунок должен полностью соответствовать размерам заготовки. Если планируется выполнить объемную резьбу, потребуются достаточно массивные деревянные заготовки. А если планируется ограничиться плоскостной резьбой, то для этого подойдут деревянные доски. На самой заготовке предпочтительнее расположить рисунок вдоль волокон, что значительно облегчит вам работу.


М.В.Куропаткина

В начало страницы